Чему учит бобик в гостях у барбоса. Конспект по литературному чтению на тему"Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса»." (2 класс). Чтение учителем рассказа

Класс: 2
Предмет: литература
Тема: Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса».
Цель: Познакомить учащихся с творчеством Н. Носова «Бобик в гостях у
Барбоса».
Задачи:
1. Учить выявлять главную мысль рассказа, озаглавливать части; выражать
свое мнение о прочитанном в кратком пересказе.
2. Развивать умение делить текст на части, навыки беглого, правильного,
сознательного чтения; связную речь при ответах на вопросы.
3. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование:
Ход урока.
Содержание
Этапы
1. Орг. момент.
2. Проверка Д/З.
3. Постановка
цели.
4. Подготовка к
первичному
восприятию.
5. Первичное
восприятие
текста.
6. Проверка
восприятия
7. Повторное
чтение 1 части
­ Здравствуйте ребята! Садитесь.
­ Ребята, что вам было задано на дом?
­ Сегодня на уроке мы познакомимся с шутливым произведением Н.
Носова «Бобик в гостях у Барбоса».
­ Николай Носов писал рассказы для детей. Такие как: «Живая
шляпа», «Весёлые рассказы», «Мишкина каша», «Фантазеры»,
«Шурик у дедушки», «На горке», «Заплатка», «Тук – тук ­ тук»,
«Витя Малеев в школе и дома», «Незнайка на луне».
­ А так же по мотивам рассказов Николая Носова сняты
мультфильмы такие как: «Приключение Незнайки» и «Бобик в
гостях у Барбоса».
­ Николая Носова очень интересовала тема животные, и он решил
написать шутливый рассказ о двух собаках Бобике и Барбосе.
­ Как вы думаете какой, породы были эти собаки?
­ Посмотрите на экран. Вот такие породы собак есть.
­ Ребята, мы прочитаем рассказ, потом скажете, почему он
называется «Бобик в гостях у Барбоса»?
­ Открываем учебники на стр. нашли рассказ «Бобик в гостях у
Барбоса».
­ Все следят.
Дети по вызову
­ Как вы думаете, почему рассказ называется «Бобик в гостях у
Барбоса»?
Почему рассказ можно назвать шуточным? ­
­ Давайте разделим текст на части.
­ Как вы думаете, о чем будет говориться в 1 часть? 2, 3.
­ Сейчас мы будем читать 1 часть по цепочке, все следят.
­ Во время чтения подумайте, зачем Барбос позвал в гости
Бобика?

8. Анализ 1 части.
9. Физминутка
10. Повторное
чтение 2 части.
11. Анализ 2
части.
12. Повторное
чтение 3 части.
13. Анализ 3
части.
­ Начинаем читать по цепочке с первого ряда.
­ Как вы думаете, зачем Барбос позвал в гости Бобика? (Потому
что ему было скучно)
­ Давайте почитаем в лицах.
­ Сколько героев нам нужно? (3)
­ Какие герои? (Автор, Бобик и Барбос)
­ После чтения вы мне скажите кто лучше справился со своей
ролью.
­ Что мы узнали о Барбосе в 1 части?
­ Зачитайте.
­ О чем самом главном говорится в 1 части?
­ Как, можно озаглавить? (Приглашение)
­ Будем читать 2 часть.
­ Во время чтения подумайте, почему Барбос так заврался?
­ Продолжаем читать. Все следим.
­ Почему Барбос так заврался?
(Он хотел похвастаться, перед своим другом)
­ Подтвердите текстом
­ Чем хвастался Барбос?
­ Каким мы видим Барбоса во 2 части?
(Он очень, много врет, в этой части он выглядит очень не
красиво).
­ Ребята давайте посмотрим фрагмент из мультфильма каким
хвастливым был Барбос
­ Как Барбос объяснил Бобику, что такое «часы» ? Перескажите.
­ А каким, мы видим Бобика во 2 части?
­ Зачитайте, как выглядела его конура?
­ Как выглядел сам Бобик?
­ О чем самом главном говорится в этой части?
­ Давайте озаглавим 2 часть. (Барбос хвастается).
­ Будем читать 3 часть.
­ Во время чтения подумайте почему хозяин наказал Барбоса?
­ Продолжаем читать. Все следят.
­ Как вы думаете почему хозяин наказал Барбоса? (Барбос был
наказан за то что очень сильно пошалили с Бобиком)
­ Как, изменился Барбос в 3 части? (ответы)
­ Найдите в тексе и зачитайте.
­ У Барбоса было два друга кот Васька и Бобик, кто из них оказался
настоящим другом?
­ Почему оказался кот Васька? (Кот Васька был добрым и очень
хорошим)
­ Подтвердите текстом.
­ О чем самом главном говориться в этой части?
­ Давайте озаглавим 3 часть. (Строгое наказание)

14. Обобщающая
беседа.
15. Д/З
16. Оценивание.
­ С каким рассказом мы сегодня познакомились? (Бобик в гостях у
Барбоса)
­ Кто автор этого рассказа?
­ Чему, учит нас этот рассказ? (Этот рассказ нас учит тому, что
не стоит хвастаться своим друзьям, родным. И если вы, что ­ то
натворили нужно всегда отвечать за свои поступки, а не делать,
как, Барбос)
­ Ребята, а у вас когда ­ нибудь была такая ситуация?
­ Дома подготовьтесь к чтению по ролям. Стр..

Бобик в гостях у Барбоса
Жил ­ был пес Барбоска. У него был друг ­ кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу,
Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.
Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда­то гулять, а Барбос дома остался. От нечего
делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.
«Дедушке нашему хорошо! ­ подумал Барбоска. ­ Ушел на работу и работает. Ваське тоже неплохо ­ убежал
из дому и гуляет по крышам. А мне вот приходится сидеть, сторожить квартиру».
В это время по улице бежал Барбоскин приятель Бобик. Они часто встречались во дворе и играли вместе.
Барбос увидел приятеля и обрадовался:
­ Эй, Бобик, куда бежишь?
­ Никуда, ­ говорит Бобик. ­ Так, бегу себе просто. А ты чего дома сидишь? Пойдем гулять.
Барбоскин приятель Бобик
­ Мне нельзя, ­ ответил Барбос, ­ дедушка велел дом стеречь. Ты лучше ко мне в гости иди.
­ А никто не прогонит?
­ Нет. Дедушка на работу ушел. Никого дома нет. Лезь прямо в окно.
Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.
­ Тебе хорошо! ­ сказал он Барбосу. ­ Ты в доме живешь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И
крыша протекает. Неважные условия!
­ Да, ­ ответил Барбос, ­ у нас квартира хорошая: две комнаты с кухней и еще ванная. Ходи где хочешь.
­ А меня даже в коридор хозяева не пускают! ­ пожаловался Бобик. ­ Говорят ­ я дворовый пес, поэтому
должен жить в конуре. Один раз зашел в комнату ­ что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине
стукнули. Он почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:
­ А что это у вас за штука на стенке висит? Все тик­так да тик­так, а внизу болтается.
­ Это часы, ­ ответил Барбос. ­ Разве ты часов никогда не видел?
­ Нет. А для чего они?
Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но все­таки принялся объяснять:
­ Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…
­ Как ­ ходят? ­ удивился Бобик. ­ У них ведь ног нету!
­ Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают
бить.
­ Ого! Так они еще и дерутся? ­ испугался Бобик.
­ Да нет! Как они могут драться!
­ Ты ведь сам сказал ­ бить!
­ Бить ­ это значит звонить: бом! бом!
­ А, ну так бы и говорил!
Бобик увидел на столе гребешок и спросил:
­ А что это у вас за пила?
­ Какая пила! Это гребешок.
­ А для чего он?
­ Эх ты! ­ сказал Барбос. ­ Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок?
Причесываться.
­ Как это ­ причесываться?

Барбос взял гребешок и стал причесывать у себя на голове шерсть:
­ Вот смотри, как надо причесываться. Подойди к зеркалу и причешись.
Бобик взял гребешок, подошел к зеркалу и увидел в нем свое отражение.
­ Послушай, ­ закричал он, показывая на зеркало, ­ там собака какая­то!
­ Да это ведь ты сам в зеркале! ­ засмеялся Барбос.
­ Как ­ я? Я ведь здесь, а там другая собака. Барбос тоже подошел к зеркалу. Бобик увидел его отражение и
закричал:
­ Ну вот, теперь их уже двое!
­ Да нет! ­ сказал Барбос.­ Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, неживые.
­ Как неживые? ­ закричал Бобик. ­ Они же ведь двигаются!
­ Вот чудак! ­ ответил Барбос.­ Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа!
­ Верно, похожа! ­ обрадовался Бобик. Точь­в­точь как ты!Бобик и Барбос у зеркала
­ А другая собака похожа на тебя.
­ Что ты! ­ ответил Бобик. ­ Там какая­то противная собака, и лапы у нее кривые.
­ Такие же лапы, как у тебя.
­ Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких­то двух собак и думаешь, я тебе поверю, ­ сказал
Бобик.
Он принялся причесываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеется:
­ Глянь­ка, а этот чудак в зеркале тоже причесывается! Вот умора!
Барбос только фыркнул и отошел в сторону. Бобик причесался, положил гребешок на место и говорит:
­ Чудно тут у вас! Часы какие­то, зеркала с собаками, разные финтифлюшки и гребешки.
­ У нас еще телевизор есть! ­ похвастался Барбос и показал телевизор.
­ Для чего это?­ спросил Бобик.
­ А это такая штука ­ она все делает: поет, играет, даже картины показывает.
­ Вот этот ящик?
­ Да.
­ Ну, уж это враки!
­ Честное слово!
­ А ну, пусть заиграет!
Барбос включил телевизор. Послышалась музыка. Собаки обрадовались и давай прыгать по комнате.
Плясали, плясали, из сил выбились.
­ Мне даже есть захотелось, ­ говорит Бобик.
­ Садись за стол, сейчас я тебя угощать буду,­ предложил Барбос.
Бобик уселся за стол. Барбоска открыл буфет, видит ­ там блюдо с киселем стоит, а на верхней полке ­
большой пирог. Он взял блюдо с киселем, поставил на пол, а сам полез на верхнюю полку за пирогом. Взял
его, стал вниз спускаться и попал лапой в кисель. Поскользнувшись, он шлепнулся прямо на блюдо, и весь
кисель у него размазался по спине.
Бобик, иди скорей кисель есть! ­ закричал Барбос.
Бобик прибежал:
­ Где кисель?
­ Да вот у меня на спине. Облизывай. Бобик давай ему спину облизывать.
­ Ох и вкусный кисель! ­ говорит.Бобик и Барбос извозились в киселе.
Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.
­ Тебе хорошо живется! ­ говорит Бобик, ­ У тебя все есть.
­ Да,­ говорит Барбос, ­ я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу ­ гребешком причесываюсь, хочу ­ на
телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.
Бобик и Барбос едят бутерброды
­ А тебе позволяет дедушка?
­ Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.
­ А где же дедушка спит?
­ Дедушка там, в углу, на коврике.
Барбоска так заврался, что не мог уже остановиться.
­ Здесь все мое! ­ хвастался он. ­ И стол мой, и буфет мой, и все, что в буфете, тоже мое.
­ А можно мне на кровати поваляться? ­ спросил Бобик. ­ Я ни разу в жизни еще на кровати не спал.Бобик и
Барбос лежат в кровати

­ Ну пойдем, поваляемся, ­ согласился Барбос. Они улеглись на кровать.
Бобик увидел плетку, которая висела на стене, и спрашивает:
­ А для чего у вас здесь плетка?
­ Плетка? Это для дедушки. Если не слушается, я его плеткой, ­ ответил Барбос.
­ Это хорошо! ­ одобрил Бобик.
Бобик в гостях у Барбоса
Лежали они на кровати, лежали, пригрелись, да и заснули. Не услышали даже, как дедушка с работы пришел.
Он увидел на своей кровати двух псов, взял со стены плетку и замахнулся на них.
Бобик с перепугу выпрыгнул в окно и побежал в свою конуру, а Барбос забился под кровать, так что его
даже половой щеткой нельзя было вытащить. До вечера там просидел.
Вечером вернулся домой кот Васька. Он увидел Барбоса под кроватью и сразу понял, в чем дело.
­ Эх, Васька, ­ сказал Барбос, ­ опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски,
если тебе дедушка даст.
Васька пошел к дедушке, стал мурлыкать и тереться спинкой о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски.
Васька половину съел сам, а другую половинку отнес под кровать Барбоске

Класс: 2

Предмет: литература

Тема: Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

Цель: Познакомить учащихся с творчеством Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

Задачи:

    Учить выявлять главную мысль рассказа, озаглавливать части; выражать свое мнение о прочитанном в кратком пересказе.

    Развивать умение делить текст на части, навыки беглого, правильного, сознательного чтения; связную речь при ответах на вопросы.

    Воспитывать любовь к животным.

Оборудование:

Ход урока.

- Николай Носов писал рассказы для детей. Такие как: «Живая шляпа», «Весёлые рассказы», «Мишкина каша», «Фантазеры», «Шурик у дедушки», «На горке», «Заплатка», «Тук – тук - тук», «Витя Малеев в школе и дома», «Незнайка на луне».

А так же по мотивам рассказов Николая Носова сняты мультфильмы такие как: «Приключение Незнайки» и «Бобик в гостях у Барбоса».

Николая Носова очень интересовала тема животные, и он решил написать шутливый рассказ о двух собаках Бобике и Барбосе.

Как вы думаете какой, породы были эти собаки?

Посмотрите на экран. Вот такие породы собак есть.

5 . Первичное восприятие текста.

Ребята, мы прочитаем рассказ, потом скажете, почему он называется «Бобик в гостях у Барбоса»?

Открываем учебники на стр. нашли рассказ «Бобик в гостях у Барбоса».

Все следят.

Дети по вызову

6. Проверка восприятия

Как вы думаете, почему рассказ называется «Бобик в гостях у Барбоса»?

Почему рассказ можно назвать шуточным? -

Давайте разделим текст на части.

Как вы думаете, о чем будет говориться в 1 часть? 2, 3.

7 . Повторное чтение 1 части

- Во время чтения подумайте, зачем Барбос позвал в гости Бобика?

8 . Анализ 1 части.

Как вы думаете, зачем Барбос позвал в гости Бобика? (Потому что ему было скучно)

Давайте почитаем в лицах.

Сколько героев нам нужно? (3)

- После чтения вы мне скажите кто лучше справился со своей ролью.

Что мы узнали о Барбосе в 1 части?

Зачитайте.

О чем самом главном говорится в 1 части?

Как, можно озаглавить? (Приглашение)

9 . Физминутка

10 . Повторное чтение 2 части.

- Во время чтения подумайте, почему Барбос так заврался?

11 . Анализ 2 части.

Почему Барбос так заврался ?

(Он хотел похвастаться, перед своим другом)

- Подтвердите текстом

- Чем хвастался Барбос?

Каким мы видим Барбоса во 2 части?

(Он очень, много врет, в этой части он выглядит очень не красиво).

Ребята давайте посмотрим фрагмент из мультфильма каким хвастливым был Барбос

Как Барбос объяснил Бобику, что такое «часы» ? Перескажите.

А каким, мы видим Бобика во 2 части?

Зачитайте, как выглядела его конура?

Как выглядел сам Бобик?

О чем самом главном говорится в этой части?

Давайте озаглавим 2 часть. (Барбос хвастается).

12. Повторное чтение 3 части.

- Во время чтения подумайте почему хозяин наказал Барбоса?

13. Анализ 3 части.

Как вы думаете почему хозяин наказал Барбоса? (Барбос был наказан за то что очень сильно пошалили с Бобиком)

Как, изменился Барбос в 3 части? (ответы)

Найдите в тексе и зачитайте.

У Барбоса было два друга кот Васька и Бобик, кто из них оказался настоящим другом?

Почему оказался кот Васька? (Кот Васька был добрым и очень хорошим)

Подтвердите текстом.

О чем самом главном говориться в этой части?

Давайте озаглавим 3 часть. (Строгое наказание)

14 . Обобщающая беседа.

С каким рассказом мы сегодня познакомились? (Бобик в гостях у Барбоса)

Чему, учит нас этот рассказ? (Этот рассказ нас учит тому, что не стоит хвастаться своим друзьям, родным. И если вы, что - то натворили нужно всегда отвечать за свои поступки, а не делать, как, Барбос)

Ребята, а у вас когда - нибудь была такая ситуация?

15. Д/З

Дома подготовьтесь к чтению по ролям. Стр..

16. Оценивание.

Бобик в гостях у Барбоса

Жил - был пес Барбоска. У него был друг - кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.

Однажды дедушка ушел на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.

«Дедушке нашему хорошо! - подумал Барбоска. - Ушел на работу и работает. Ваське тоже неплохо - убежал из дому и гуляет по крышам. А мне вот приходится сидеть, сторожить квартиру».

В это время по улице бежал Барбоскин приятель Бобик. Они часто встречались во дворе и играли вместе. Барбос увидел приятеля и обрадовался:

Эй, Бобик, куда бежишь?

Никуда, - говорит Бобик. - Так, бегу себе просто. А ты чего дома сидишь? Пойдем гулять.

Барбоскин приятель Бобик

Мне нельзя, - ответил Барбос, - дедушка велел дом стеречь. Ты лучше ко мне в гости иди.

А никто не прогонит?

Нет. Дедушка на работу ушел. Никого дома нет. Лезь прямо в окно.

Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.

Тебе хорошо! - сказал он Барбосу. - Ты в доме живешь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!

Да, - ответил Барбос, - у нас квартира хорошая: две комнаты с кухней и еще ванная. Ходи где хочешь.

А меня даже в коридор хозяева не пускают! - пожаловался Бобик. - Говорят - я дворовый пес, поэтому должен жить в конуре. Один раз зашел в комнату - что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине стукнули. Он почесал лапой за ухом, потом увидел на стене часы с маятником и спрашивает:

А что это у вас за штука на стенке висит? Все тик-так да тик-так, а внизу болтается.

Это часы, - ответил Барбос. - Разве ты часов никогда не видел?

Нет. А для чего они?

Барбос и сам не знал толком, для чего часы, но все-таки принялся объяснять:

Ну, это такая штука, понимаешь… часы… они ходят…

Как - ходят? - удивился Бобик. - У них ведь ног нету!

Ну, понимаешь, это только так говорится, что ходят, а на самом деле они просто стучат, а потом начинают бить.

Ого! Так они еще и дерутся? - испугался Бобик.

Да нет! Как они могут драться!

Ты ведь сам сказал - бить!

Бить - это значит звонить: бом! бом!

А, ну так бы и говорил!

Бобик увидел на столе гребешок и спросил:

А что это у вас за пила?

Какая пила! Это гребешок.

А для чего он?

Эх ты! - сказал Барбос. - Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок? Причесываться.

Как это - причесываться?

Барбос взял гребешок и стал причесывать у себя на голове шерсть:

Вот смотри, как надо причесываться. Подойди к зеркалу и причешись.

Бобик взял гребешок, подошел к зеркалу и увидел в нем свое отражение.

Послушай, - закричал он, показывая на зеркало, - там собака какая-то!

Да это ведь ты сам в зеркале! - засмеялся Барбос.

Как - я? Я ведь здесь, а там другая собака. Барбос тоже подошел к зеркалу. Бобик увидел его отражение и закричал:

Ну вот, теперь их уже двое!

Да нет! - сказал Барбос.- Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, неживые.

Как неживые? - закричал Бобик. - Они же ведь двигаются!

Вот чудак! - ответил Барбос.- Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа!

Верно, похожа! - обрадовался Бобик. Точь-в-точь как ты!Бобик и Барбос у зеркала

А другая собака похожа на тебя.

Что ты! - ответил Бобик. - Там какая-то противная собака, и лапы у нее кривые.

Такие же лапы, как у тебя.

Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь, я тебе поверю, - сказал Бобик.

Он принялся причесываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеется:

Глянь-ка, а этот чудак в зеркале тоже причесывается! Вот умора!

Барбос только фыркнул и отошел в сторону. Бобик причесался, положил гребешок на место и говорит:

Чудно тут у вас! Часы какие-то, зеркала с собаками, разные финтифлюшки и гребешки.

У нас еще телевизор есть! - похвастался Барбос и показал телевизор.

Для чего это?- спросил Бобик.

А это такая штука - она все делает: поет, играет, даже картины показывает.

Вот этот ящик?

Ну, уж это враки!

Честное слово!

А ну, пусть заиграет!

Барбос включил телевизор. Послышалась музыка. Собаки обрадовались и давай прыгать по комнате. Плясали, плясали, из сил выбились.

Мне даже есть захотелось, - говорит Бобик.

Садись за стол, сейчас я тебя угощать буду,- предложил Барбос.

Бобик уселся за стол. Барбоска открыл буфет, видит - там блюдо с киселем стоит, а на верхней полке - большой пирог. Он взял блюдо с киселем, поставил на пол, а сам полез на верхнюю полку за пирогом. Взял его, стал вниз спускаться и попал лапой в кисель. Поскользнувшись, он шлепнулся прямо на блюдо, и весь кисель у него размазался по спине.

Бобик, иди скорей кисель есть! - закричал Барбос.

Бобик прибежал:

Где кисель?

Да вот у меня на спине. Облизывай. Бобик давай ему спину облизывать.

Ох и вкусный кисель! - говорит.Бобик и Барбос извозились в киселе.

Потом они перенесли пирог на стол. Сами тоже на стол уселись, чтобы удобнее было. Едят и разговаривают.

Тебе хорошо живется! - говорит Бобик, - У тебя все есть.

Да,- говорит Барбос, - я живу хорошо. Что хочу, то и делаю: хочу - гребешком причесываюсь, хочу - на телевизоре играю, ем и пью что хочу или на кровати валяюсь.

Бобик и Барбос едят бутерброды

А тебе позволяет дедушка?

Что мне дедушка! Подумаешь! Это кровать моя.

А где же дедушка спит?

Дедушка там, в углу, на коврике.

Барбоска так заврался, что не мог уже остановиться.

Здесь все мое! - хвастался он. - И стол мой, и буфет мой, и все, что в буфете, тоже мое.

А можно мне на кровати поваляться? - спросил Бобик. - Я ни разу в жизни еще на кровати не спал.Бобик и Барбос лежат в кровати

Ну пойдем, поваляемся, - согласился Барбос. Они улеглись на кровать.

Бобик увидел плетку, которая висела на стене, и спрашивает:

А для чего у вас здесь плетка?

Плетка? Это для дедушки. Если не слушается, я его плеткой, - ответил Барбос.

Это хорошо! - одобрил Бобик.

Бобик в гостях у Барбоса

Лежали они на кровати, лежали, пригрелись, да и заснули. Не услышали даже, как дедушка с работы пришел.

Он увидел на своей кровати двух псов, взял со стены плетку и замахнулся на них.

Бобик с перепугу выпрыгнул в окно и побежал в свою конуру, а Барбос забился под кровать, так что его даже половой щеткой нельзя было вытащить. До вечера там просидел.

Вечером вернулся домой кот Васька. Он увидел Барбоса под кроватью и сразу понял, в чем дело.

Эх, Васька, - сказал Барбос, - опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски, если тебе дедушка даст.

Васька пошел к дедушке, стал мурлыкать и тереться спинкой о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски. Васька половину съел сам, а другую половинку отнес под кровать Барбоске

Цели :

  • знакомство с творчеством Н.Носова;
  • расширение кругозора учащихся о породах собак;
  • отработка навыка выразительного чтения.

Оборудование: презентация с изображением различных пород собак, книга Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», портрет писателя.

Ход урока

1. Вступительная беседа.

Чтение стихотворения С.Михалкова «О тех, кто лает».

На свете множество собак
И на цепи и просто так:
Собак служебных - пограничных,
Дворовых «шариков» обычных,
И молодых пугливых шавок,
Что тявкать любят из-под лавок,
И тех изнеженных болонок,
Чей нос курнос, а голос тонок,
И ни на что уже не годных -
Бродячих псов, всегда голодных.
В любой момент готовы к драке
Псы - драчуны и забияки.
Псы - гордецы и недотроги
Спокойно дремлют на пороге.
А сладкоежки-лизоблюды
Всё лижут из любой посуды.
Среди собак любой породы
Есть и красавцы и уроды,
Есть великаны, это - доги!
Коротконогие бульдоги
И жесткошерстные терьеры.
Одни - черны, другие - серы,
А на иных смотреть обидно -
Так заросли, что глаз не видно!
Известны всем собачьи свойства:
И ум, и чуткость, и геройство,
Любовь, и верность, и коварство,
И отвратительное барство,
И с полуслова послушанье,
И это все - от воспитанья!
Ленива сытая хозяйка,
И такса Кнопочка - лентяйка!
Бесстрашен пограничник-воин,
И пес Руслан его достоин!
Хозяин пса - кулак и скряга,
Под стать ему Репей-дворняга.
Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в нее бросает.
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит.
А верный пес - хороший друг
Зависит от хороших рук!
Мои стихи для пионеров,
А не для такс и фокстерьеров

Сегодня на уроке мы познакомимся с шутливым произведением Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса» и узнаем много интересного о собаках и их породах. А сейчас немного истории.

Давным-давно, 40 млн. лет назад, появились предки хищных животных – миацисы . Прошло немало времени прежде, чем появилась первая собака. Но какая! Волк, динго, дикая собака и шакал, до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-прадедом современной собаки.

Есть мнение, что первой в истории собака стала «торфяная собака», жившая в каменном веке.

В тяжелые времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека и стала охотиться вместе с ним.

Собака быстро завоевала положение в обществе. Шведский натуралист 14 в. Карл Линней предложил классификацию известных в то время пород собак (рассказ сопровождается показом слайдов (приложение)):

  1. Домашняя собака.
  2. Серая охотничья собака.
  3. Водяная собака.
  4. Египетская собака.
  5. Мудрая собака.
  6. Собака с хвостом, закручивающимся вверх и влево.
  7. Комнатная собака.
  8. Холодная собака.
  9. Ласка.

Сколько же у собаки профессий? (Варианты ответов.)

Собака – сторож, пастух, пожарный, охотник, ходят по следу воров, разоблачают перевозчиков наркотиков, определяют место утечки газа, вывозят раненных с поля боя, охраняют границы, водят слепых, возят грузы, по запаху находят залежи металлов, ищут грибы.

Для разных служб выводят различные породы собак. Исследованием собак занимается наука – кинология .

2. Выступления детей о породах собак.

(Карточки раздавались заранее.)

Кавказские овчарки считались отличными пастухами. Чабану трудно управиться с овцами, но еще труднее бороться с главными врагами овечьих отар – волками. Хитер и коварен серый разбойник. Но когда вокруг пасущихся овец лежат на постах кавказские овчарки, чабан спокоен.

У волка есть одна страшная привычка. При нападении на собак первым делом впивается в горло зубами. Прием хоть и коварный, но верный. Вот почему у каждой кавказской овчарки сверкает на шее металлический ошейник с острыми шипами. Поди, попробуй теперь зубов не соберешь. Не каждый серый охотник отважится вступить в схватку с четвероногим сторожем.

Сенбернар – Далеко в Альпах, на высоте двух с половиной километров, лежит знаменитый Сенбернарский перевал. В давние времена и в средние века перевал был единственной ниточкой связывающей Италию со странами Северной Европы. Много людей проходило здесь. Но не для всех переход через Альпы был счастливым. Снежные лавины и обвалы, снегопады и метели подстерегали путников. И тогда случались беды. В 9 веке построили на перевале монастырь. Монахи монастыря и вывели специальную породу собак – огромных, грузных, которые стали умелыми горными спасателями. Грозный перевал дал им свое имя – сенбернар.

Колли – свое название колли получили от черноголовых овец коллиз, которых в древности пасли в Шотландии. Внешне колли чем-то похожи на лису. Морда у них длинная, узкая, сухая, конечно больше лисьей, и хитрости в глазах нет, полное добродушие и доверчивость. Свою мягкость и нежность в обращении с подопечными колли доказали в 1952 году, когда их привезли в оленеводческие совхозы Приморья к пятнистым оленям. Раньше оленей держали в загонах, но им нужен простор, дыхание степей и предгорий. Каких только собак не пробовали на роль пастухов! Ни одна не подошла. А колли справилась. Олени быстро привыкли к мохнатым подпаскам и во всем подчинялись им.

Бассет . В переводе означает – коротконожка. Это собака ровного послушного нрава. Но слушается далеко не всегда, только если это ему угодно. Просто обожает своих хозяев. Бассет ласков сними и с их детьми. Позволяет играть с ним, но не выдерживает, если его долго треплют за уши.

Бультерьер . Отличается сильным и крепким телом. Происходит от породы собак, которыми в старину, ради потехи, травили быков. Это очень выносливая собака, отличный сторож. Мощными челюстями бультерьер вонзается в нарушителя спокойствия и не отпускает его до тех пор пока не придет хозяин. Чистокровные бультерьеры отличаются белой окраской.

Фараонова собака . Древнейшая в истории человечества порода собак. Элегантная, сильная, стремительная. Очень умна, легко находит выход из трудных ситуаций. Сильно привязывается к своим хозяевам. Очень любит играть с детьми.

Денди-Даймонт-терьер . Свою любовь отдаст безраздельно одному хозяину, к чужим относится подозрительно. Отличный сторож. Не повезет тому вору, который заберется в дом, где живет эта собака. Звонким лаем разбудит она своего хозяина, да и вора как следует напугает.

Мастифф . Крупная мощная собака. Грозный сторож. Отважен, полон спокойствия, достоинства. Любит, чтобы у него было свое дело в жизни.

Чихуахуа . Самая маленькая собачка на свете. Весит около 300 граммов. Может поместиться в большом бокале. Необычайно преданна хозяину. Но может и цапнуть, когда ее дразнят.

Грейхаунд . Одна из древнейших пород. Дружелюбная, добродушная, ласковая собака, нежно любящая детей.

Левретка . Маленькая итальянская борзая. Привязчива, грациозна, сообразительна. Грубые резкие слова могут глубоко обидеть ее.

Китайская хохлатая собачка. Очень смела, ласкова и умна. Дружит с детьми. Может умереть с горя, расставшись с хозяином. Любит хорошо покушать, несмотря на свой маленький рост.

Английский бульдог . Очень добродушен, несмотря на свой устрашающий вид. Сообразителен, любит поиграть, во сне храпит.

Пулли . Венгерская пастушья собака. Легко поддается дрессировке. Чрезвычайно умна, признает только одного хозяина. Отличается густым длинным мехом.

3. Чтение учителем рассказа.

Назовите главных героев рассказа.

Какая история с ними приключилась?

Почему дедушка не стал ругать горе-хозяев?

4. Чтение рассказа учащимися («цепочкой»).

5. Заслушивание подготовленных сообщений учащимися.

(О своих четвероногих друзьях.)

6. Итог урока.

Какой теме был посвящен наш урок?

Что интересного для себя вы узнали?

7. Домашнее задание.

Приготовить сообщения о выдающихся собаках (Книга рекордов Гиннеса).

Конспект урока литературного чтения

Учитель: Грохотова А.Н.

Класс: 2

Тема: Н.Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса »

Цель: формирование умения осознанно анализировать художественное произведение.

Задачи: учиться анализировать и выделять главное в тексте;

уточнить представления о таких нравственных понятиях как доверие, дружелюбие, гостеприимство, щедрость ;

учиться выяснять мотивы поступков, характеры героев.

Методы: частично-поисковый, словесный, практический, компьютерная презентация.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, видеосюжеты, раздаточный материал (карточки-опросники, карточки с заданиями для групповой работы), выставка книг писателя.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим работу над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке.

а) Работа с карточкой-опросником:

2. Как называется рассказ?

3. Какой там рассказчик?

4. Какое настроение вызвал рассказ?

5. Какую черту характера высмеивает автор?

б) Фронтальный опрос:

Название?

Какой рассказчик? (РП) Докажите.

Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

III. Анализ – перечитывание.

    Чтение первой части.

Для этого мы должны внимательно поработать с текстом

произведения. Откройте учебники на с. 166

(ученик читает начало текста до диалога).

Зачем нужна вступительная часть? (Чтобы читатель понял, кто главный герой, где жил, чем занимался).

Посмотрите на рисунки художника. Какое изображение вы бы выбрали для наших героев? Обоснуйте свой выбор. (Домашние и дворовые собаки, разные по характеру).

Итак, и писатель и художник, каждый по-своему передают характер героя и его настроение. А мы – читатели – постараемся передать характеры героев в чтении.

    Чтение по ролям.

Дома вы готовили выразительное чтение по ролям и подбирали ремарки к первой части произведения.

(Чтение первой части произведения по ролям)

Что ответил Барбос на предложение выйти погулять?

Как это его характеризует?

(работа со словом «исполнительный»)

Что сказал Бобик, когда увидел, как живёт его друг?

Какое чувство у вас возникло по отношению к Бобику?

А Барбос посочувствовал другу?

Прочитайте его ответ?

Какая черта характера проявилась?

(работа со словом «хвастливый»)

    Драматизация.

Представляем вашему вниманию вторую часть рассказа

(проверка индивидуального задания – инсценирование)

Что вызвало улыбку?

Почему нам, читателям, смешно?

Какую особенность рассказчика мы наблюдаем?

4 . Работа в группах.

Я предлагаю вам дополнить рассказ ещё одной смешной сценой. У каждой группы своё задание: сочинить монолог Барбоса «Как Барбос объясняет Бобику, что такое…

Первая группа – фотоаппарат

Вторая группа – утюг

Третья группа – холодильник

Четвёртая группа – пылесос

Пятая группа – телефон.

Как характеризует Барбоса то, что он знает применение бытовым предметам?

(работа со словом «наблюдательный»)

5. Чтение третьей части.

Третью часть прочтите, пожалуйста, про себя.

Каким был Барбос по отношению к гостю? Докажите.

(работа со словами «гостеприимный», «щедрый»)

6. Стилистический эксперимент.

(Изменился смысл фразы, мы представили другую картинку, не смешную. Пляска – характерный танец, не требующий особого мастерства, от души).

Почему бы не употребить слово «устали» вместо слов «из сил выбились»?

(Сил не осталось, даже есть не хотелось).

Почему Бобик именно «уселся» за стол, а не «сел»? (Сел удобно, свободно, «болтая» ногами).

В этом же абзаце найдите точное, яркое слово автора, характеризующее движение комично.

Почему «шлёпнулся», а не упал? (Упал с шумом, плашмя, всем телом).

7. Использование приёма «живой наглядности» при выполнении физминутки под плясовую музыку.

Покажите, как плясали собаки.

Покажите, как они уселись, выбившись из сил.

А теперь сядьте, пожалуйста, красиво.

8. Работа с видеосюжетом, пословицей и песней.

Следующую часть рассказа посмотрим в видеосюжете (фрагмент мультипликационного фильма)

Какая черта характера Барбоса ярко проявилась?

(работа со словом «лживый»)

Почему Барбос заврался?

Прочтите пословицу «Врать - не устать, было бы кому слушать».

Как понимаете?

Послушайте песню собак «Человек собаке друг» из мультипликационного фильма «Бобик в гостях у Барбоса».

О чём мечтают собаки-герои? (Поменяться местами с человеком).

Почему?

Разве плох хозяин? Какой он?

9. Чтение последней части.

Последнюю часть прочтём «цепочкой».

Справедливо ли был наказан Барбос?

IV . Вторичный синтез.

    Работа с таблицей положительных и отрицательных черт характера.

Давайте обратимся к таблице, которая у нас получилась в ходе урока:

Положительные качества Отрицательные качества

исполнительный хвастливый

наблюдательный лживый

гостеприимный

щедрый

дружелюбный

Каких качеств больше?

Так, справедливо ли был наказан Барбос?

А за что наказывают вас?

Так значит, наказывают не за черты характера, а за проступки.

Назовите проступки, которые совершил Барбос.

Значит, наказан он был справедливо?

Почему Барбос не понял, за что его наказали? (Маленький, ещё невоспитанный).

2 . Итог урока.

Как называется раздел в учебнике, в который входит произведение Н. Н. Носова?

Мы много смеялись, а что же хотел высмеять автор?

Произведение юмористическое, что вы можете сказать об авторе как о человеке?

Послушайте, как сам автор говорил о себе и о своём творчестве в интервью для литературного журнала (звучит аудиозапись, на слайде портрет Н.Н. Носова: … Сам я, с тех пор, как помню себя, люблю смешное. Тяга к юмору, к весёлой шутке у меня в натуре. С детства увлекаюсь произведениями Н.В. Гоголя. Юмор, конечно же, не должен быть самоцелью. Писатель стремится выразить свои идеи, осуществить замысел. Автору детской книги нужно сделать это доходчиво, выразительно, занимательно, чтобы увлекала маленького читателя, чтобы он был захвачен происходящими в ней событиями. Ведь чтение для ребёнка – немалый труд. И малыш попросту отбросит книгу, если она будет неинтересна ему. И вот здесь на помощь приходит юмор. Писателю важно не только видеть смешное, но и суметь передать его в своём произведении. Здесь нужно найти ту единственную фразу, то единственное ёмкое слово, без которого не удастся отобразить юмористическую ситуацию. А это - уже дело мастера).

Как вы думаете, трудно ли быть писателем?

V . Домашнее задание (творческое).

Дома попробуйте в стиле Н.Н. Носова, т.е. с юмором, придумать окончание рассказа. (Помирился ли Барбос с дедушкой? Как это произошло? Кто помог?)

Если просмотр мультфильма соединить с чтением книги, сопроводить это веселой беседой, разглядыванием иллюстраций, то получится чрезвычайно полезное и увлекательное для ребенка и его родителей дело. Предлагаем подборку вопросов к рассказу Н.Носова "Бобик в гостях у Барбоса" + иллюстраций разных художников и уже нарезанных фрагментов мультфильма.

Вот, что у нас получилось:

1. Сопоставим начало рассказа и начало мультфильма: познакомимся с героями и подумаем, какой герой исчез в мультфильме (со школьниками можно поразмышлять, почему он исчез).

Жил-был пёс Барбоска. У него был друг - кот Васька. Оба они жили у дедушки. Дедушка ходил на работу, Барбоска сторожил дом, а кот Васька мышей ловил.
Однажды дедушка ушёл на работу, кот Васька убежал куда-то гулять, а Барбос дома остался. От нечего делать он залез на подоконник и стал смотреть в окно. Ему было скучно, вот он и зевал по сторонам.
"Дедушке нашему хорошо! - подумал Барбоска. - Ушёл на работу и работает. Ваське тоже неплохо - убежал из дому и гуляет по крышам. А мне вот приходится сидеть, сторожить квартиру".

2. Как показана нелегкая жизнь дворового пса Бобика в книге и м/ф?

В книге - хозяева в дом не пускают, будка протекает:

Бобик залез в окно и с любопытством стал осматривать комнату.
- Тебе хорошо! - сказал он Барбосу. - Ты в доме живёшь, а вот я живу в конуре. Теснота, понимаешь! И крыша протекает. Неважные условия!
- Да, - ответил Барбос, - у нас квартира хорошая: две комнаты с кухней и ещё ванная. Ходи где хочешь.
- А меня даже в коридор хозяева не пускают! - пожаловался Бобик. - Говорят - я дворовый пёс, поэтому должен жить в конуре. Один раз зашёл в комнату - что было! Закричали, заохали, даже палкой по спине стукнули.

Мультфильм — эпизод с веником:

3. Какого эпизода нет в м/ф? — с гребешком и зеркалом:

Бобик увидел на столе гребешок и спросил:
- А что это у вас за пила?
- Какая пила! Это гребешок.
- А для чего он?
- Эх ты! - сказал Барбос. - Сразу видно, что весь век в конуре прожил. Не знаешь, для чего гребешок? Причёсываться.
- Как это - причёсываться?
Барбос взял гребешок и стал причёсывать у себя на голове шерсть:
- Вот смотри, как надо причёсываться. Подойди к зеркалу и причешись.

- Послушай, - закричал он, показывая на зеркало, - там собака какая-то!
- Да это ведь ты сам в зеркале! - засмеялся Барбос.
- Как - я?.. Я ведь здесь, а там другая собака.
Барбос тоже подошёл к зеркалу. Бобик увидел его отражение и закричал:
- Ну вот, теперь их уже двое!
- Да нет! - сказал Барбос. - Это не их двое, а нас двое. Они там, в зеркале, неживые.
- Как - неживые? - закричал Бобик. - Они же ведь двигаются!
- Вот чудак! - ответил Барбос. - Это мы двигаемся. Видишь, там одна собака на меня похожа!
- Верно, похожа! - обрадовался Бобик. - Точь-в-точь как ты!
- А другая собака похожа на тебя.
- Что ты! - ответил Бобик. - Там какая-то противная собака, и лапы у неё кривые.
- Такие же лапы, как у тебя.
- Нет, это ты меня обманываешь! Посадил туда каких-то двух собак и думаешь, я тебе поверю, - сказал Бобик.
Он принялся причёсываться перед зеркалом, потом вдруг как засмеётся:
- Глянь-ка, а этот чудак в зеркале тоже причёсывается! Вот умора!
Барбос только фыркнул и отошёл в сторону. Бобик причесался, положил гребешок на место и говорит:
- Чудно тут у вас! Часы какие-то, зеркала с собаками, разные финтифлюшки и гребешки.

Этот эпизод можно сранить с иллюстрациями и поговорить с ребенком 1) о разных образах собачек на картинках, 2) о том, как художник передал смешное в этом эпизоде? и др.

«Чудно тут у вас! Часы какие-то, зеркала с собаками, разные фентифлюшки и гребешки» (илл. Г.И.Огородников)

Бобик взял гребешок, подошёл к зеркалу и увидел в нём своё отражение. (илл. И.М.Семенов)

— Послушай, там собака какая-то. — Да ведь это ты сам в зеркале (илл. Б.В. Тржемецкий).

Сравните текст и иллюстрации:
- Какой момент проиллюстрирован, что говорят на картинках Бобик и Барбос?
- Почему смешно? (смешные слова, не понимание функции предметов, детски наивный взгляд на бытовые вещи из мира взрослых).

Сравнивать можно текст - мультфильм - иллюстрацию: эпизод с танцем

Текст: Барбос включил телевизор. Послышалась музыка. Собаки обрадовались и давай прыгать по комнате. Плясали, плясали, из сил выбились.

В мультфильме танец обретает стиль, музыку…

А вот иллюстрация И.М.Семенова для сопоставления с мультфильмом:

Три иллюстратора нарисовали Бобика и Барбоса в дедушкиной кровати — посмотреть можно .

Еще несколько моментов для сравнения книги и мультфильма:

Различия в сюжете мультфильма и книги: в м/ф друзья включают радио и танцуют на разлитом за обедом киселе, а в книге они включают телевизор, пляшут и только потом садятся за стол кушать.

Разница в деталях: в м/ф - холодильник / в книге - буфет; едят кисель и пирог / сосиски, сыр и кисель; нет разгрома / полный разгром в доме…

Сравните финал

в книге:
Бобик с перепугу выпрыгнул в окно и побежал в свою конуру, а Барбос забился под кровать, так что его даже половой щёткой нельзя было вытащить. До вечера там просидел.
Вечером вернулся домой кот Васька. Он увидел Барбоса под кроватью и сразу понял, в чём дело.
- Эх, Васька, - сказал Барбос, - опять я наказан! Даже сам не знаю за что. Принеси мне кусочек колбаски, если тебе дедушка даст.
Васька пошёл к дедушке, стал мурлыкать и тереться спинкой о его ноги. Дедушка дал ему кусочек колбаски. Васька половину съел сам, а другую половинку отнёс под кровать Барбоске.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам