Незрелость нервной системы у грудничка когда проходит. Нервная система младенца. Общие проявления неврозов


Будущая мама всегда очень переживает за здоровье своего малыша. На форумах в интернете часто обсуждается тема, связанная с нарушениями внутриутробного (перинатального) развития. Большей частью боятся патологий центральной нервной системы. И это вовсе не напрасно, поскольку поражения ЦНС новорождённого могут привести к серьезным и тяжелым осложнениям, даже к инвалидности.

Организм младенца сильно отличается от организма взрослого. Процесс формирования головного мозга не закончен, он еще очень уязвим, дифференциация полушарий продолжается.

В группе риска:

  • недоношенные или наоборот родившиеся позже срока;
  • младенцы с экстремально низкой массой (менее 2800 гр);
  • с патологией строения тела;
  • когда есть резус-конфликт с мамой.

Поражение центральной нервной системы у новорожденных: основные фактора:

  • гипоксия или кислородное голодание головного мозга. Не всегда является следствием неудачных родов, иногда патология развивается еще в период вынашивания малыша. Например, инфекционные заболевания, которые перенесла мать во время беременности, курение, труд на вредном производстве, нервные стрессы, ранее сделанные аборты. Последствие этого - нарушение кровообращения женщины, значит, ребенок испытывает дефицит питательных веществ, в том числе кислорода. Развивается гипоксия, от которой страдает ЦНС плода;
  • родовые травмы. Появление на свет – процесс трудный и проходит он не всегда гладко. Иногда врачам необходимо серьезно вмешиваться, чтобы дать возможность новой жизни появиться. Продолжительная внутриутробная гипоксия, тяжелая асфиксия, акушерские манипуляции, операции примерно в 10% случаев приводят к повреждению тканей и органов младенца во время родов. На фото наглядно видно как в особо тяжелых случаях акушеры буквально вытаскивают ребенка;
  • дисметаболические нарушения (неправильный обмен веществ). Причины здесь те же, что и при гипоксии: курение, употребление алкоголя, наркотики, болезни будущей матери, прием ею сильнодействующих лекарственных средств;
  • крайне остро на здоровье новорожденного отражаются инфекционные заболевания, перенесенные беременной женщиной. Прежде всего, герпес и краснуха. А также негативно на внутриутробное развитие влияют вирусные агенты и микроорганизмы;

Периоды течения патологий ЦНС у новорожденных

Острый период

Сразу после появления на свет малыша врачи начинают принимать необходимые меры:

  • помещают младенца в реабилитацию, где ребенок лежит в кювезе. Медики в полном объеме восстанавливают функции сердца, почек и легких, приводят в норму показатели давления;
  • убирают судорожные состояния;
  • снимают отек головного мозга.

Решающими являются первые тридцать дней жизни, когда погибшие клетки могут быть замещены новыми, здоровыми. Чаще всего, симптомы после проведенных манипуляций купируются, и младенец переводится из реанимации. Далее осуществляется медикаментозная антивирусная и противовоспалительная терапия, чтобы устранить причины поражения.

Восстановительный период

Парадоксально, но это время иногда дается родителям тяжелее, чем острая фаза из-за того, что на первом этапе не было ярко выраженных симптомов. Длится период со второго месяца жизни и заканчивается, когда крохе исполняется полгода. В это время отмечают особенности поведения:

  • ребенок не проявляет эмоцией, нет улыбок, привычного «гуления» или детского лепета;
  • отсутствует интерес к окружающему миру;
  • не реагирует на игрушки;
  • крик тихий.

Заметить подобные проявления в поведении крохи могут только его родители. Они же должны показать ребенка педиатру для постановки диагноза и назначения лечения. Поздний восстановительный период, который продолжается до годовалого возраста, также заслуживает пристального внимания родителей.

В случае, когда острая фаза проходила с яркой симптоматикой, проявления нарушений работы ЦНС ко второму месяцу могут исчезнуть. Это не является признаком окончательного выздоровления, а показывает, что принятые меры дали свои результаты и организм малыша начинается восстанавливаться, поэтому важно не прекращать начатую терапию.

Родители болезных детей должны:

  • следить за температурой в комнате малыша, чтобы не было переохлаждения или перегрева;
  • не допускать громких звуков, в том числе от телевизора или радио;
  • свести визиты друзей и родственников к минимуму, чтобы не заразить малыша какой-либо инфекцией;
  • по возможности не пренебрегать грудным вскармливанием;
  • разговаривать с младенцем, играть. Использовать массажные коврики, книги, развивающие комплексы. Но делать все надо в меру, чтобы не перегружать ослабленную нервную систему крохи.

Исход заболевания

Если ребенок появился на свет в современной клинике или родильном доме, то врачи в случае патологий немедленно приступают к его лечению и реабилитации. Когда меры приняты своевременно, то шансы на благоприятный исход повышаются.

К концу первых двенадцати месяцев жизни становится видно, как именно отразился недуг на здоровье ребенка. Важно понимать, что некоторые задержки развития все же будут: малыш позже сверстников начнет сидеть, ходить и говорить. Если стараться не запускать болезнь, то при легкой степени поражения почти всегда удается избежать серьезных осложнений.

Необратимыми становится лишь те процессы, которые перешли в запущенную стадию. Современные лекарства способы полностью или частично при тяжелой степени поражения восстановить работу ЦНС. С помощью препаратов улучшается питание нервных клеток, нормализуется кровообращение, мышечный тонус снижается или повышается.

Реабилитационный период

Здесь медикаментозная терапия уходит на второй план. Применяются способы восстановления:

  • массаж;
  • специальная гимнастика;
  • физиолечение: электрофарез, акупунктура, использование магнитного поля;
  • теплолечение;
  • музыкальная терапия;
  • плаванье, водные упражнения;
  • с малышом работают педагоги-психологи.

Классификация патологий ЦНС у новорожденных

Гипоксические поражения

Считается, что 10% младенцев в определенной степени страдает от кислородного голодания. Современная медицина не в состоянии повлиять на образование гипоксии и структурных повреждений головного мозга, ведь вернуть к жизни погибшие нервные клетки не под силу никаким препаратам. Лечение сегодня сосредоточено уже на последствиях.

Гипоксия может начаться внутриутробно из-за нарушений кровотока в плаценте и матке, тромбозов, патологий развития ребенка, вредных привычек, от которых мать не смогла отказаться. Во время родов к недостатку кислорода приводят обильные кровотечения, обвитие шеи младенца пуповиной, брадикардия и гипотония, травмы (в частности использование щипцов).

Уже после рождения кислородное голодание провоцируют неправильная работа легких, остановки дыхания, пороки сердца, гипотония, нарушение свертываемости крови.

Гипоксические повреждения бывают:

  • легкой степени. Специалисты называют ее гипоксически-ишемическим поражением. Длится непродолжительное время. Как правило, на дальнейшей жизни не сказывается, так как головной мозг восстанавливается самостоятельно;
  • выраженные. В таком случае может начаться асфиксия, когда кислород прекращает поступать, наступает органическое поражение центральной нервной системы у детей, которое оставляет след навсегда вплоть до инвалидности.

Травматические поражения

После выхода околоплодных вод, ребенок испытывает на себе неравномерное давление, из-за чего кровообращение нарушается, и головной мозг травмируется. Факторы, способствующие этому:

  • большие размеры младенца (макросомия);
  • тазовое предлежание;
  • переношенность или недоношенность;
  • маловодие;
  • аномалии в развитии;
  • поворот на ножку, акушерский щипцы и другие приемы, которые применяют медики для успешного родоразрешения.

Приводят к внутричерепной травме, когда происходит кровоизлияние, начинаются судороги, дыхание затрудняется. Известны случаи геморрагического инфаркта и комы. Если задет спинной мозг, то страдает двигательная функция.

Дисметаболические нарушения

Обмен веществ изменяется из-за:

  • интоксикации (мать принимала наркотики, сильные препараты, курила, употребляла алкоголь);
  • ядерной желтухи;
  • переизбытка определенных веществ в крови: кальция, калия, магния или натрия.

В зависимости от причины дисметаболических сдвигов они проявляются: судорогами, гипертонией, тахикардией, гипотонией, угнетенным состоянием, учащенным дыханием, мышечными спазмами, внутричерепной гипертензией, апноэ.

Поражения ЦНС при инфекционных заболеваниях

В списке недугов, которые вызывают осложнения у будущего ребенка, стоят: краснуха, сифилис, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз. После рождения сам малыш может заразиться кандидозом, синегнойной инфекцией, стафилококком, сепсисом, стрептококком. Заболевания вызывают гидроцефалию, повышение внутричерепного давления, менингеальный синдром.

Диагностические мероприятия

Поражение центральной нервной системы у ребенка встречается в 50% случаев, причем большая часть выпадает на преждевременные роды.

Признаки (различаются в зависимости от степени поражения):

  • излишнее беспокойство, нервная возбудимость;
  • дрожь в конечностях и подбородка;
  • вероятны срыгивания;
  • снижены или наоборот усилены рефлексы. Например, ребенок плохо сосет грудь;
  • мышечный тонус повыше или понижен, отсутствует двигательная активность;
  • кожа имеет синий оттенок;
  • высокое внутричерепное давление;
  • младенец медленно прибавляет в весе;
  • учащенный пульс;
  • брадикардия;
  • нарушения терморегуляции;
  • остановка дыхания;
  • диарея или наоборот запоры;
  • цианоз.

При органических поражениях ЦНС для спасения новорожденного требуется срочная сердечно-легочная реанимация. Врачи определяют ППЦНС в первые минуты после родов и при проявлении симптомов неонатологи назначают обследования.

  1. УЗИ головного мозга через открытый родничок. По своему характеру процедура проста, ее можно проводить даже, если младенец находится в реанимации и подключен к аппаратам жизнедеятельности. Недостаток данного метода в том, что на результаты сильно влияет состояние ребенка: спит он или бодрствует, плачет или нет. Также здесь легко принять место с иной эхогенностью за начавшуюся патологию.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалография. Определяется деятельность и степень активность головного мозга через электрические потенциалы. Чаще всего проводят пока ребенок спит, в таком состоянии метод наиболее информативен, поскольку отсутствует мышечное напряжение.
  3. ЭНМГ – элекронейромоиграфия. С помощью процедуры возможно увидеть нарушения фактически до момента рождения ребенка, когда он еще находится в утробе матери. Оценивается степень двигательной активности, поскольку у здоровых детей и детей с нарушениями развития мышцы работают по-разному.
  4. Видеомониторинг – позволяет в динамике наблюдать за двигательной активностью.
  5. Позитроно-эмиссионная томография – определяет как проходит метаболизм в мозгу, показывает кровоток.
  6. МРТ – отображает любые нарушения в работе центрального органа нервной системы, позволяет установить место отечности и ее признаки. Процедура считается одной из самых информативных.
  7. Доплерография – отображает кровообращение в сосудах головы.
  8. Лабораторные исследования: анализы мочи и крови. Некоторые поражения ЦНС, например, гиперклемия, не дают ярко выраженных симптомов.

Широко известная компьютерная томография для новорожденных применяется редко. В момент рентгенологического исследования малыш должен быть неподвижен, ему приходится вводить наркоз. Поэтому подобный метод применяется после нескольких годиков. На мониторе специалист видит головной мозг пациента, любые нарушения и новообразования.

Последствия поражения ЦНС

Главный вопрос, который мучает родителей после постановки диагноза поражение центральной нервной системы у новорожденных, последствия. Здесь отзывы врачи сходятся во мнении: все зависит от степени отклонений. Ведь организм ребенка может восстанавливаться и приспосабливаться настолько быстро, что уже через год при легкой степени поражения от недуга остаются только воспоминания.

Прогноз невролог делает после первого месяца жизни. Это может быть:

  • полное выздоровление без осложнений;
  • небольшое нарушение мозговой функции: гиперактивность (приступы агрессии, трудно сосредоточиться), расстройство внимания, школьная дезадаптация, задержка развития, астения;
  • невропатические реакции;
  • ребенок метеозависим, плохо спит, у него часто меняется настроение (проявления церебрастенического синдрома);
  • синдром вегетативно-висцеральной дисфункции;
  • наиболее страшные последствия – это эпилепсия, ДЦП и гидроцефалия.

Родители крохи должны четко придерживаться всех предписаний врача невролога, регулярно проводить требующиеся обследования, не пренебрегать никакими лекарственными средствами и методами, чтобы помочь своему малышу выздороветь.

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, - невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада. И эти опасения не так уж беспочвенны - по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз. Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.




Особенности детской нервной системы

Нервная система у новорожденного претерпевает самые существенные изменения в процессе роста. Дети рождаются с незрелой нервной системой, и ей еще только предстоит сформироваться, окрепнуть. Самые интенсивные изменения приходятся на период новорожденности и первый год жизни, а потому найти те или иным неврологические симптомы у малыша в 2 месяца или в 6 месяцев любому доктору-неврологу не составит никакого труда.

В период становления функций нервной системы не все идет гладко, говорит Евгений Комаровский, отсюда и непонятный крик по непонятному поводу, спазмы и тики, икание и срыгивание , которые доставляют столько переживаний родителям и богатую пищу для деятельности докторов.

Если мамы поймут всю серьезность происходящих с ребенком процессов, вопросов, страхов и сомнений станет значительно меньше.


Головной мозг новорожденного по сравнению с телом довольно большой, по мере роста чада пропорции меняются, усложняется структура мозга, появляются дополнительные борозды.

Самые активные перемены происходят в период с рождения до 5 месяцев.

Спинной мозг и позвоночник у крохи растут неравномерно, и их рост выравнивается в своих темпах только к 5-6 годам. Скорость передачи нервных импульсов в нервной системе ребенка иная, чем у взрослого, и в соответствие с маминой и папиной она придет только к 6-8 годам.

Некоторые рефлексы, которые есть у новорожденного, уходят со временем и уже к году от них не остается следа, им на смену приходят рефлексы постоянные. Органы чувств у новорожденных функционируют с первых минут после появления на свет, но не так, как у взрослых. К примеру, четко видеть малыш начинает примерно в 1,5-2 месяца, а хорошо слышать он может уже на третий день после рождения.



Неврологические проблемы

Когда мамы с жалобами на дрожащий подбородок чада, на трясущиеся ручки или регулярную икоту приходят к врачу, тот прекрасно понимает, что в 99% случаев такие симптомы являются вариантом нормы, учитывая интенсивный процесс совершенствования нервной системы. Доктор знает, что эти маленькие «неприятности», скорее всего, пройдут сами по себе, и возможно, уже очень скоро. Но он, по мнению Комаровского, не хочет брать на себя ответственность за вашего ребенка, а потому ему проще сказать, что трясущийся подбородок - неврологический симптом, и назначить определенное лечение, от которого вреда не будет (массаж , плавание в надувном круге на шею, витамины).




Реальные проблемы неврологического плана, конечно, существуют, и они все без исключения являются очень серьезными, говорит Комаровский, но встречаются они всего у 4% детей.

Поэтому большинство неврологических диагнозов, поставленных малышам неврологами в поликлинике на очередном плановом осмотре, мало что общего имеют с настоящими заболеваниями.

Хуже всего, если доктор назначает ребенку медикаменты для устранения неврологических симптомов, которые по большому счету существуют только на бумаге.

Реальных ситуаций, когда такие таблетки нужны - не более 2-3% от всех установленных диагнозов. Но принимают их все, кому они прописаны.

Эффективным медикаментозное лечение Комаровский считает только для детей первого месяца жизни, если у них действительно в процессе родов возникли серьезные нарушения. Затем даже им показаны только массаж и физиопроцедуры.


Когда проблема действительно существует?

- диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках. Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский. Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, - ор ребенка.



С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин - голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность », нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич , неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.


Не нужно сравнивать своего ребенка с другими детьми и существующими в теории нормами развития малышей. Ваш ребенок - личность, которая развивается в соответствии со своими внутренними «настройками», они сугубо индивидуальны.

В сравнении с другими биологическими видами человек рождается самым беспомощным, и это во многом определяется большой массой мозга – от рождения мы не способны хоть как-то защитить себя от внешней среды, но взамен получаем мощный инструмент высшей нервной деятельности. Именно ЦНС новорожденного является одной из самых важных систем организма, поскольку от нее зависит развитие, жизнедеятельность и жизнеспособность ребенка, а также его шансы на то, чтобы ощутить себя полноценной и гармоничной частью этого пока еще нового для него мира. Однако в настоящее время, не смотря на достижения современной медицины, многие дети рождаются с различными формами поражения центральной нервной системы.

ЦНС у новорожденных

К концу внутриутробного развития ЦНС ребенка считается структурно сформированной, и плод демонстрирует потрясающую функциональную готовность, которую хорошо видно с помощью УЗИ. Он улыбается, глотает, моргает, икает, двигает руками и ногами, хотя у него еще нет ни одной высшей психической функции.

После родов организм ребенка переживает тяжелый стресс, связанный с переменами среды обитания новыми для него состояниями:

  • воздействие гравитации;
  • сенсорные раздражители (свет, звук, запахи, вкусы, тактильные ощущения);
  • изменение типа дыхания;
  • изменение типа питания.

Природа наделила нас безусловными рефлексами, которые помогают приспособиться к жизни в новой среде, и за которые отвечает ЦНС. Если их не стимулировать, они угасают. К врожденным рефлексам относятся сосательный, глотательный, хватательный, мигательный, защитный, рефлекс опоры, ползания, шаговый рефлекс и другие.

ЦНС новорожденного устроена таким образом, что основные умения развиваются под действием раздражителей. Свет стимулирует зрительную активность, сосательный рефлекс превращается в пищевое поведение. Если какие-то функции остаются невостребованными, то и должное развитие тоже не происходит.

Особенности ЦНС у новорожденных характеризуются тем, что развитие происходит не за счет увеличения количества нервных клеток (этот процесс прекращается к моменту родов), а за счет установления дополнительных синоптических связей между нервными клетками. И чем их больше, тем активнее задействуются отделы ЦНС. Этим объясняется и невероятная пластичность центральной нервной системы, и ее способность к восстановлению и компенсации повреждений.

Причины поражений ЦНС

Повреждения ЦНС могут возникнуть по разным причинам. Неонатологи разделяют их на четыре группы:

В развитии поражения ЦНС у новорожденных выделяют три периода:

  • острый (первый месяц жизни);
  • ранний восстановительный (2-3 месяцы) и поздний восстановительный (4-12 месяцев у доношенных, 4-24 месяца у недоношенных детей);
  • исход заболевания.

Для острого периода характерны общемозговые симптомы:

  • Синдром угнетения ЦНС выражается в снижении двигательной активности и мышечного тонуса, а также ослаблении врожденных рефлексов.
  • Синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, напротив, характеризуется усилением спонтанной мышечной активности. При этом младенец вздрагивает, у него наблюдается гипертонус мышц, дрожание подбородка и конечностей, беспричинный плач и поверхностный сон.

Во время раннего восстановительного периода общемозговая симптоматика снижается, и становятся выраженными признаки очагового поражения ЦНС. На этом этапе может наблюдаться один из следующих симптомокомплексов:

  • Синдром двигательных нарушений выражается в чрезмерном или слабом мышечном тонусе, парезах и параличах, спазмах, патологической спонтанной двигательной активности (гиперкинез).
  • Гипертензионно-гидроцефальный синдром обусловлен избыточным скоплением жидкости в пространствах головного мозга и, как следствие, повышением внутричерепного давления. Внешне это выражается в выбухании родничка и увеличении головы в окружности. На синдром также указывают беспокойство малыша, дрожание глазных яблок, частые срыгивания.
  • Вегетативно-висцеральный синдром выражается в мраморной окраске кожи, нарушении сердечного и дыхательного ритмов, а также функциональных расстройствах ЖКТ.

Поздний восстановительный период характеризуется постепенным угасанием симптомов. Статические функции и мышечный тонус постепенно начинают приходить в норму. Степень восстановления функций будет зависеть от того, насколько сильным было поражение ЦНС в перинатальный период.

Период исхода или остаточных явлений может протекать по-разному. У 20% детей наблюдаются явные психоневрологические расстройства, у 80% неврологическая картина приходит в норму, но это не означает полного выздоровления и требует повышенного внимания со стороны как родителей, так и педиатров.

Диагностика

О наличии тех или иных поражений ЦНС можно судить по течению беременности и родов. Но помимо сбора анамнеза используются и различные инструментальные исследования, например, нейросорнография, рентгенологическое обследование черепа и позвоночника, КТ, МРТ.

При постановке диагноза важно отличить поражения ЦНС от пороков развития, нарушений метаболизма, обусловленных генетическими причинами, и рахита, поскольку подходы в лечении при этом принципиально различаются.

Лечение

Методы терапии поражений ЦНС будут зависеть от стадии заболевания. В остром периоде проводятся, как правило, реанимационные мероприятия:

  • ликвидация отека мозга (дегидратационная терапия);
  • устранение и профилактика судорог;
  • восстановление сократительной способности миокарда;
  • нормализация метаболизма нервной ткани.

В восстановительном периоде лечение направлено на улучшение трофики поврежденной нервной ткани и стимуляцию роста мозговых капилляров.

Родители могут внести существенный вклад в лечение ребенка с поражением ЦНС. Ведь именно они должны создать благоприятные условия для общего развития с помощью массажа и лечебной гимнастики, водных процедур и процедур физиотерапии. А в качестве немедикаментозных средств в восстановительном периоде благоприятный эффект оказывают сенсорные стимуляции развития головного мозга.

4.25 4.25 из 5 (8 Голосов)

Почти 98% детей, по статисти­ческим данным, рождаются незрелыми, то есть беремен­ность, протекающая у современных женщин в неблащполучной экологи­ческой ситуации, заканчивается рож­дением « несозревших» детей.

Эта незрелость прежде всего касается центральной нервной систе­мы, поэтому даже нормальные роды являются травмирующими для таких детей. Что же тогда говорить о женщи­нах с патологией беременности или отягощенной наследственностью? О незрелости нервной системы новоро­жденного можно судить по многим признакам: это беспокойство или, нао­борот, вялость ребенка, частый немо­тивированный крик, нарушения сна, упорные срыгивания, изменение мышечного тонуса (чаще всего его повышение), дрожание подбородка и кистей рук, не зависящее от того, замерз ребенок или нет, и усилива­ющееся при возбуждении, крике, плаче и т. д., цианоз (синюшность) носогубного треугольника, мраморный рисунок кожи, что свидетельствует о нарушении регуляции сосудистого тонуса, кратковременные остановки дыхания, поперхивание во время еды и питья, судороги, глазодвигательные нарушения и др. Ребенок бурно реаги­рует на любое раздражение: звук, свет, перемену положения тела, корм­ление грудью, вздрагивает, вскиды­вает ручки, кричит, плачет. Он пуглив, всего боится.

При повышении тонуса мышц-раз­гибателей спины дети часто выги­баются лежа на спине или запрокиды­вают голову, как бы рассматривая что-то на потолке у себя за головой. При асимметрии мышечного тонуса могут появиться признаки кривошеи: ребе­нок все время поворачивает голову в одну сторону или изгибает туловище дугой вбок и не может лежать из-за этого на животе, так как все время заваливается на этот бок, не может переворачиваться со спины на живот в какую-то одну сторону, так как перетя­гивают мышцы, асимметрично натяну­тые. Лечение в этом случае, конечно же, отличается от лечения истинных мышечных кривошей, связанных с повреждением самой кивательной мышцы, и требует специальных рас­слабляющих приемов.

Вследствие повышения мышечного тонуса в руках кулачки у ребенка сильно сжаты, а ручки согнуты в локте­вых суставах, и их с трудом можно раз­вести в стороны. Позднее ребенок испытывает затруднения, пытаясь взять игрушку в руки или целенаправ­ленно двигать рукой. Когда такие дети лежат на животе, ручки у них чаще всего вытянуты в стороны или назад, а не согнуты перед грудью.

При повышении мышечного тонуса в ногах ребенок сильно вытягивает ноги, особенно в носочках, напрягая их. Когда его ставят на ноги, опирается не на всю стопу, а на носочки, как балери­на. Он не может шагать, так как не сгибает ноги в коленных суставах, или идет, цепляя одну ногу за другую, перекрещивая стопы или косолапя и поджимая пальцы ног. Лежа на спине ребенок сопротивляется, когда роди­тели хотят согнуть его ноги в коленных и тазобедренных, суставах и развести их в стороны. Совершенно очевидно, что повышение мышечного тонуса будет серьезным препятствием для освоения ребенком основных движе­ний, которые, как правило, формиру­ются до трех лет.

При повышенном тонусе мышц-раз­гибателей спины, например, ребенок не сможет самостоятельно сесть и сидеть - его будет покачивать назад, из-за чего он все время будет падать на спину, хотя лежа на животе этот ребенок очень рано начинает дер­жать голову (еще до месячного воз­раста).

При повышенном мышечном тонусе в руках ребенок не сможет совершен­ствовать ручную умелость, которая играет важную роль и в его речевом, и в его умственном развитии. Из-за этого нарушается и познавательная дея­тельность ребенка через игрушки. В более старшем возрасте ребенок плохо обучается письму, рисованию и другим важным функциям ручной уме­лости. Понятно, что это серьезно затормозит его развитие.

При повышении мышечного тонуса в ногах будут страдать основные дви­гательные навыки по ползанию, ходь­бе, бегу, прыжкам, лазанью, причем эти затруднения могут сохраниться и в более старшем возрасте в виде нелов­кости, неустойчивости, частых паде­ний. У таких детей всегда возникают проблемы на уроках физкультуры, хотя, например, научаются стоять они довольно рано - в 5-6 месяцев.

У одних детей по мере дозревания нервной системы безо всяких спе­циальных методов коррекции эти сим­птомы исчезают. У других задержива­ются довольно долго, мешая выра­ботке правильных динамических сте­реотипов движения. А ведь двигательные стереотипы сохраняются всю последующую жизнь, лишь несколько совершенствуясь.

У грудничков движения являются основным действием, стимулирующим развитие всего организма, работу всех органов и систем. Поэтому справедли­вым будет наше стремление выявить у ребенка все его недостатки, не ожи­дая, чтобы они сгладились сами, и про­вести их коррекцию. Не выжидать пас­сивно, когда ребенок сам научится чему-либо, а заранее обучить его необ­ходимому навыку, помогая преодолеть отставание в развитии, - такого пра­вила должны придерживаться родите­ли, воспитывая ребенка.

Идея опережающего, « преждевре­менного» развития вполне согласуется с тем, что незрелому мозгу ребенка предстоит вскоре ощутить огромное информационное воздействие и стрес­совые факторы цивилизованного общества. А ведь педагоги давно жалу­ются, что многие дети плохо усваи­вают или неспособны усвоить школь­ную программу. Классы даже стали делить на подгруппы: умные дети, не очень умные и совсем не умные. И таких « совсем не умных» стало так много, что решено даже не оставлять их на второй год. При этом многие дети недостаточно физически развиты, со слабо развитой мускулатурой, с плос­костопием, нарушениями осанки, ис­кривлениями позвоночника, плохим зрением, подвержены разным заболе­ваниям.

Все мы родом из детства. Поэтому так важно родителям научиться видеть, в чем их ребенок отстает от нормального развития, и уметь преодо­леть это отставание через физическую культуру и психическое совершенство­вание с первых дней жизни ребенка, постепенно готовя его к нелегким, но счастливым годам школьного детства и юности.

Как же развивать двигательные навыки у детей с первых дней жизни? Обязательно используя врожденные безусловные рефлексы. Например, хватательный. Когда ребенок крепко ухватится за мамины пальцы, его легко приподнять над столом или кроваткой. Он повиснет на ваших руках, как на турнике (удерживать его будет нор­мальный физиологический мышечный гипертонус), потом расслабит мышцы. Все, упражнение окончено. Положите ребенка на стол или в кроватку. Посте­пенно, по мере тренировки мышц время висов и раскачивания увеличи­вается. Скоро вы сможете раскачи­вать ребенка в воздухе довольно долго к его неописуемой радости, кото­рая проявляется в гулении, повизгива­нии, улыбке и смехе.

Кстати, о турниках. Подобное нехи­трое приспособление можно устроить прямо в кроватке ребенка и в коляске, закрепив круглую палочку на высоте его вытянутых ручек. Закрепить такой турничок можно жестко, привязав его к боковым стенкам кроватки, или мяг­ко, на резинках - получится подвиж­ная трапеция и первый в жизни ребенка эспандер с резиновой тягой. Случайно дотронувшись до палочки, ребенок ухватится за нее и будет подтягиваться. Помогите ему в этом, подставив под спинку ладонь. Насту­пит время, когда, подтянувшись, ребе­нок сядет, встанет на колени, на ноги. Некоторые дети забрасывают на тур­ничок ноги и делают « мостик» на лопатках или « полуберезку» - тоже полезные упражнения для мышц туло­вища. Во всяком случае, такое приспо­собление гораздо полезнее, чем погре­мушки, подвешенные перед ребенком. Если их повесить по правилам (на рас­стоянии 50 см от ребенка и под углом 30°), чтобы не нарушить зрение, он их достать никак не сможет, а если пове­сить так, чтобы их можно было достать, тогда будет страдать зрение, например, разовьется косоглазие.

Если ребенок очень слабенький, с пониженным мышечным тонусом, при поднимании за руки висит, как лапша, или у него откидывается назад голова, его все равно нужно тренировать в висе. Только делать это надо осторож­но: чуть-чуть подтянуть за ручки, поддерживая под головку, слегка при­поднять над столом на очень короткое время и отпустить. Таких детей очень полезно почаще держать на руках в вертикальном положении, прижимая спинку ребенка рукой к своему туло­вищу или положив его животом на свой бок. Пусть он рассматривает окружа­ющий мир и тренирует заодно мышцы шеи и туловища.

Полезны также упражнения типа « самолет» - парение в воздухе на животе. Папа или мама поддерживают ребенка за туловище кольцеобразным захватом рук. Выполняя это упражне­ние, меняйте положение ребенка: покачивайте в стороны, вперед-назад, вбок, вращайте по кругу, переводите в положение на спине (ножки при этом упираются в живот родителя) или в вис вниз головой, вплоть до переворота через голову и возвращения в исход­ное положение.

Все эти упражнения не только укре­пляют мышцы шеи, туловища и живота, но и развивают вестибуляр­ный аппарат, который влияет на разви­тие интеллекта у ребенка. Посмотрите на малыша, который долго предостав­лен самому себе (например, лежит без мамы в больнице): он раскачивается, как медвежонок, из стороны в сторону, мотает головой, становится на четве­реньки - головой вниз. Ребенок сам себя тренирует, испытывая двигатель­ный голод. Недаром маленькие дети так любят качели и карусели. Они готовы бесконечно кружиться и раска­чиваться!

Для развития ручной умелости, для тренировки работы пальцами повесьте на боковых стенках кроватки погремушки так, чтобы ребенок мог дотя­нуться до них. Он будет тренироваться поворачивать сначала голову, а затем и туловище вбок (для симметричной тренировки укладывайте ребенка после каждого кормления головой в разные концы кровати, тогда он будет поворачиваться то вправо, то вле­во к игрушкам, источнику звуков).

Не бойтесь часто брать ребенка на руки во время его бодрствования. Это не избалует ребенка и не сделает его капризным. Он не « привыкнет к рукам». Получив достаточное количе­ство информации и движения, он с удо­вольствием полежит в кроватке и отдохнет, позанимается сам с игруш­ками и турничком и заснет. Когда ребе­нок плохо засыпает и капризничает, тоже не бойтесь взять его на руки, успокоить, покачать, убаюкать песен­кой. Ребенку необходим тесный кон­такт с матерью. Как внимательно он смотрит маме в глаза, а когда она отхо­дит от него, каким умоляющим стано­вится его взгляд, он будто просит: « Возьми меня на руки!» - и этот кон­такт нужен ребенку довольно долгое время - лет до 3-4, не менее.

Ребенок должен насытиться во время бодрствования движениями и впечатлениями, а это возможно только при условии, что он находится у рас на руках. Постарайтесь по возможности выполнять несложные домашние дела, держа ребенка на руках и рассказывая ему обо всем, что вы делаете, что он видит вокруг. Так при максималь­ной экономии нашего дефицитного времени ребенок будет психически со­вершенствоваться, получая необходи­мую информацию для развития интел­лекта.

Очень важно, чтобы буквально с пеленок ребенок учился получать удовлетворение от двигательных и эмоциональных нагрузок, а не только от принятия пищи. Ребенок от рожде­ния видит, слышит, обоняет, осязает и чувствует, обладает эмоциями - все эти ворота для информации должны использоваться пропорционально, тог­да можно рассчитывать на гармонич­ное развитие личности.

Для восстановительных процессов в утомленных мышцах (у грудных детей постоянно двигаются ручки и ножки и помимо нашей гимнастики), улучшения их питания, а также для нормализации выделительной функции кожи и спо­собности ее принимать биоэнергети­ческую информацию из окружающей среды через биологически активные точки ребенка надо ежедневно купать и массировать, а также постоянно обнажать разные участки тела. Поста­райтесь как можно раньше избавиться от пеленок и надевать на ребенка пол­зунки, трусики и рубашечки, причем у ползунков можно сразу же отрезать нижнюю часть, чтобы стопы были все время обнажены.

Наталья Полонская, врач-полеолог

Гадания бесплатно

Основные признаки физиологической незрелости — МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Основные признаки физиологической незрелости — МЫШЕЧНАЯ ГИПОТОНИЯ и СНИЖЕННАЯ ИММУНОБИОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ.

Мышечная гипотония, в свою очередь, имеет следствием слабую выраженность или отсутствие сгибательной гипертонии, а значит, и многих перечисленных двигательных рефлексов.

Недвусмысленным показателем для диагностики физиологической незрелости служит слабая выраженность или отсутствие пяточного рефлекса. Так что диагностика физиологической незрелости вполне доступна молодым родителям.
Вследствие сниженной иммунобиологической устойчивости физиологическая незрелость — поставщик разнообразных состояний патологии не только в ранние, но и в более поздние возрастные периоды.

В том числе таких болезней, как сердечно- сосудистые и рак. Проблема рака есть, по-видимому, прежде всего проблема резистентности, т.е. устойчивости к разнообразным вредящим воздействиям.

Низкая резистентность физиологически незрелых новорожденных делает их уязвимыми такими агентами, по отношению к которым физиологически зрелые организмы вполне устойчивы.
Физиологическая незрелость, своевременно не скомпенсированная, является, кроме того, поставщиком многих состояний психической неполноценности и духовной инфантильности.

Думается, что с этим в определенной мере связан рост числа правонарушений, развитие алкоголизма и наркомании в среде подростков. Так возможна ли вообще коррекция состояний физиологической незрелости? Многолетние исследования нашей лаборатории позволяют со всей уверенностью положительно ответить на эти вопросы.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: КОМПЕНСАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ НЕЗРЕЛОСТИ.
По нашему мнению, физиологическую незрелость новорожденных нельзя считать патологией, хотя она несомненно является отклонением от нормы.

Физиологическая незрелость новорожденных, будучи полностью обратимой, вполне может быть охарактеризована как некое "третье состояние", когда ребенок находится между здоровьем и болезнью, совмещая в себе и то и другое и в то же время это состояние "ни то ни другое".

Чтобы компенсировать физиологическую незрелость новорожденного, нужно прежде всего ВЫВЕСТИ ЕГО ОРГАНИЗМ ИЗ СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ И ГИПОРЕФЛЕКСИИ, БЕЗ ЧЕГО ДАЛЬНЕЙШИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ НЕВОЗМОЖНЫ. Речь идет о восстановлении нормального мышечного тонуса и сочетаемой с ним нормальной мышечной активности. В периоде новорожденности это возможно лишь через ХОЛОДОВЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ — ЕДИНСТВЕННУЮ СПЕЦИФИЧЕСКУЮ ФОРМУ, РЕФЛЕКТОРНО СТИМУЛИРУЮЩУЮ СКЕЛЕТНУЮ МУСКУЛАТУРУ у родившихся физиологически незрелыми.
Холодовое воздействие, которое к тому же должно характеризоваться значительным температурным перепадом, принято считать значительным стрессовым раздражителем.

Но что такое стресс? Само это слово в переводе на русский язык означает состояние напряжения, а в переводе на "физиологический язык" — состояние, характеризующееся физиологическими тратами.

Стрессовые реакции возникают в ответ на действие самых разнообразных раздражителей — физических (тепло, холод), химических (различные фармакологические вещества), бактериальных и вирусных возбудителей, вызывающих заболевания; сюда же надо отнести и разнообразные мышечные нагрузки.

Стрессовые реакции — это и состояния повышенного эмоционального возбуждения, вызываемые действием либо перечисленных раздражителей, либо сильных психологических факторов. Независимо от характера действующего стрессового раздражителя реакция организма всегда однотипна.

Психологическая незрелость ребенка. Как узнать и что делать?

Во всех случаях организм отвечает выбросом катехоламинов (адреналина и норадреналина), которые через гипоталамус стимулируют образование передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона.

Последний в свою очередь, стимулирует образование клетками коры надпочечников специальных гормонов — кортикостероидов. В такой гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой реакции и выражается однотипность стрессовой реакции независимо от характера стрессового раздражения.
Теперь еще об одном понятии — адаптивной реакции, или адаптации.

В педиатрии сложилось твердое убеждение в еще незавершившейся зрелости детей ранних возрастных периодов, и в особенности новорожденных. Отсюда и требование обязательного для них щадящего режима, создания максимального комфорта. Г.Салье ввел в науку понятие "болезнь адаптации". Иначе говоря, он считал: за адаптацию надо платить заболеванием.

Именно в этом корениться сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Следовательно, стрессовых ситуаций надо всячески избегать.
Результаты наших исследований позволили дать следующее определение понятию адаптации. АДАПТАЦИЯ есть реакция физиолого-морфологического преобразования организма и его частей, в результате которой повышаются его структурно-энергетические потенциалы, т.е.

его энергетические резервы, и тем самым — его последующие рабочие возможности. При этом одновременно повышается его общая неспецифическая и иммунобиологическая устойчивость к действию агентов, имеющих характер патологических стрессоров. Но такая форма адаптивной реакции осуществляется при действии тех стрессовых раздражителей, поступающих от среды, которые названы нами физиологическими.

Дело в том, что вызываемые им энергетические траты окупаются энергетическими приобретениями выше исходного уровня. В результате имеет место спиралеообразный переход развивающегося организма на новый, более высокий уровень как упорядоченности, так и потенциальных рабочих возможностей.

Эту адаптивную реакцию мы назвали реакцией физиологического стресса. Для новорожденных двигательная активность, периодически осуществляемая в границах физиологического стресса, является обязательным условием роста и развития.

И здесь будет естественным вернуться к закаливанию как методу компенсации физиологической незрелости новорожденных. Ведь в период новорожденности скелетные мышцы еще не осуществляют локомоторной функции. Они выполняют только функцию терморегуляционную. И единственной формой раздражения, которой можно вызвать рефлекторную стимуляцию сокращений скелетных мышц, служит температурное, точнее — холодовое, воздействие.
Установлено, что на правильно дозированное холодовое воздействие ребенок не реагирует отрицательно.

При этом не только нет гримасы "плача" ("неудовольствия"), мимика младенца, если можно так выразиться по отношению к новорожденному, скорее выражает "удовольствие". И это естественно, ведь при указанных холодовых воздействиях ребенок согревается. Да, согреть физиологически незрелых новорожденных можно не теплом, а только лишь холодом: при холодовых воздействиях повышается мышечный тонус. Одним из симптомов врожденной физиологической незрелости, наряду со сниженной температурой тела, является сниженная ЧСС (до 80-70 сокращений в минуту).

В периоде новорожденности у физиологически незрелых при холодовом воздействии, наряду с повышением мышечного тонуса, повышается частота дыхания, тоническое возбуждение центров симпатической иннервации сердца и тем самым ЧСС. Подчеркиваем: происходит учащение сердечных сокращений, а не урежение их, как это имеет место у физиологически зрелых новорожденных при закаливающем воздействии холода (в границах физиологического стресса, разумеется).

Этот критерий эффективности холода как меры закаливания имеет особенно большое значение после завершения периода новорожденности.
И, наконец, еще один критерий, который может быть оценен глазом.

При холодовом воздействии, в связи с повышением мышечного тонуса и увеличением теплопродукции, после кратковременного сужения сосудов кожи происходит их расширение; кожа при этом, как уже говорилось, приобретает розовую окраску.

Вернемся к вопросу о кормлении. После соответствующих гигиенических процедур облаченный в одежду физиологически незрелый новорожденный, независимо от веса, должен быть тут же подан матери и приложен к ее груди; более того, надо непременно постараться вложить сосок в ротик младенца. Даже в тех случаях, когда приложенный к груди матери новорожденный не реализует сосательный рефлекс, он должен находиться при ней не меньше 10 минут. Это способствует развитию у девочек материнского инстинкта, а у мальчиков — половой системы.

(После контакта с грудью матери ребенок при отсутствии у него сосательного рефлекса должен быть накормлен через зонд молозивным молоком — либо матери, либо донорским. Физиологически незрелые дети малого веса должны кормиться от 10 до 12 раз в сутки). Все дети, и физиологически незрелые в том числе, после перевода из родильной комнаты должны находиться при матери.

Аршавский
Ваш малыш может не болеть.

Обсудить эту статью на нашем форуме >>>

Предыдущая страница:

Перейти в этот раздел

Ключевые слова этой страницы: основные, признаки, физиологической, незрелости, мышечная, гипотония, сниженная, иммунобиологическая, устойчивость.

Скачать zip-архив: Основные признаки физиологической незрелости — — zip.

Скачать mp3: Основные признаки физиологической незрелости — — mp3.

Ребенок, который появился на свет раньше 38-й недели беременности, называется недоношенным. Помимо этого, существует еще понятие «незрелый ребенок».

Большинство недоношенных детей относятся к незрелым детям. Но бывают случаи, когда недоношенные дети рождаются в полном соответствии зрелому плоду, и наоборот.

О том, зрелый ребенок или нет, судят по тому, как функционируют его внутренние органы и системы, как адаптирован организм к условиям самостоятельной жизни.

Выделяют основные показатели незрелости:

  • рост ребенка не превышает 45 см;
  • вес не превышает 2500 г;
  • недоразвитые ногти;
  • кожа с красноватым оттенком;
  • пушок по всему телу;
  • ушные раковины мягкие и плотно прилегают к черепу;
  • слабые движения ручек и ножек;
  • слабый крик;
  • у девочек не закрыта половая щель половыми губами;
  • у мальчиков яички еще не спущены в мошонку;
  • середина тела отмечается в области выше пупка и др.

Рассмотрим некоторые проявления незрелого или слабого ребенка для каждой из систем организма.

Нервная система

У незрелого ребенка все еще продолжается процесс развития и созревания проводящих нервных путей.

Так как их формирование еще не закончено, то нарушено и взаимодействие нервной системы с внутренними органами, тканями и другими системами организма.

незрелый малыш

Поэтому незрелость нервной системы напрямую сказывается на несовершенном функционировании всего организма.

Незрелая нервная система проявляет себя различными симптомами и последствиями:

  • Не сформирована соединительнотканная основа в сосудистых стенках. Поэтому ребенок склонен к гипоксии и возникновению внутричерепных кровоизлияний.
  • Так как формирование сосудистых волокон еще не завершено, механизм ауторегуляции мозгового кровообращения отсутствует.
  • Из-за неполного формирования структур головного мозга плода увеличивается риск осложнений даже в процессе нормально протекающих родов.

    Это могут быть спазмы, кровоизлияния, проблемы кровообращения.

  • Снижение двигательной активности малыша и мышечного тонуса.
  • Слабые врожденные физиологические рефлексы, которые быстро угасают.
  • Замедленная реакция на разного рода раздражители, которая отмечается всеми системами незрелого организма.
  • Движения ребенка хаотичны и непоследовательны, возможны вздрагивания, непроизвольное дрожание рук, подергивание глазных яблок, судорожные сокращения мышц стоп при касаниях.

Дыхательная система

Самой основной проблемой у незрелых или слабых детей является синдром дыхательных расстройств.

Он возникает от того, что организм вырабатывает сурфактант (поверхностное вещество, благодаря которому легкие при первом вдохе раскрываются и дальше нормально функционируют) в недостаточном количестве из-за незрелости системы обмена липидов.

Синдром дыхательных расстройств проявляется тем, что зажатые участки легочной ткани не могут участвовать в процессе дыхания.

Это может стать причиной легочной недостаточности. В этом случае необходима искусственная вентиляция легких, пока ребенок не сможет дышать полноценно самостоятельно.

Синдром дыхательных расстройств служит фоном для проявления и развития инфекционных заболеваний дыхательной системы (пневмонии). Поэтому таких малышей тщательно нужно оберегать от возможных контактов с посторонними людьми и обеспечивать надежный профилактический уход.

Сердечно-сосудистая система

При рождении ребенка его сердечно-сосудистая система изменяется за счет изменения строения сердца.

Во внутриутробной жизни плоду необходимо трехкамерное сердце и наличие специальных отверстий («овальное окно») и протоков («боталлов проток»), благодаря которым кровь смешивается, и плоду не страшна возможная нехватка кислорода.

Во внешней жизни ребенок способен дышать самостоятельно, поэтому ставшие ненужными отверстия и протоки закрываются.

Кровь не смешивается уже сразу после рождения. Сердце перестраивается и становится четырехкамерным.

У незрелого ребенка перестройка системы кровообращения происходит существенно медленнее. Также возможно сохранение и даже функционирование дополнительных путей для кровотока, что приводит к некоторым патологиям.

Сердечно-сосудистая система незрелого ребенка очень чувствительна к внешним раздражителям, поэтому надо следить за тем, чтобы не допускать громких звуков, резких движений и т.д.

Кровеносная система

Незрелость кровеносной системы сказывается на недостаточной выработке в крови эритроцитов и гемоглобина, что является причиной ранней анемии, которая развивается первые 2 месяца жизни.

Отмечается пониженная концентрация витамина К в крови, который напрямую влияет на свертываемость крови.

Метаболическая адаптация к условиям внешней жизни у незрелого ребенка значительно снижена.

Поэтому высока вероятность снижения уровня в крови сахара (гипогликемия), кислорода (гипоксемия), повышения уровня билирубина (гипербилирубинемия).

Пищеварительная система

Незрелая пищеварительная система имеет целый ряд особенностей.

1. Незрелость ферментной системы, при которой вырабатывается недостаточное количество пищеварительных ферментов, желудочного сока. Даже проникновение небольшого количества болезнетворных бактерий в пищеварительный тракт становится причиной дисбиоза.

Плохо функционирует желудочно-кишечный тракт, из-за чего возникают трудности с поступлением и выведением пищи.

В качестве симптомов незрелости пищеварительной системы и, в частности, желудочно-кишечного тракта выделяются следующие:

  • частые срыгивания;
  • вздутие желудка при излишнем количестве пищи или проникновении воздуха;
  • медленный вывод содержимого желудка;
  • большая вязкость кала.

3. Неполноценная работа печени, которая ведет к увеличению риска проявления затяжной желтухи.

Также повышается кровоточивость из-за низкого уровня протромбина.

4. Дисфункция кишечника. Как следствие проявляется метеоризм, нарушающий нормальную вентиляцию легких.

Из-за тонких стенок кишечника в кровь поступают микробы и токсины, которые находятся в кишечнике и вызывают патологические состояния организма.

5. Низкая выработка желчных кислот, ферментов поджелудочной железы и кишечника, недостаточная активность желудочного сока ведет к осложнению переваривания пищи и всасывания полезных микроэлементов.

Также отмечается дисбактериоз.

Несмотря на незрелость пищеварительной системы, в желудочном соке все-таки вырабатывается сычужный фермент, который створаживает грудное молоко. Поэтому для незрелого ребенка очень важно грудное вскармливание и сохранение лактации у мамы.

Грудное молоко служит барьером и защитой слабого организма малыша от агрессивных влияний внешней среды.

Грудное вскармливание - одно из главных условий успешного выхаживания незрелого ребенка.

Костная система

Костная система незрелого ребенка чаще всего сформирована. Недостаточна лишь минерализация костей, которая восполняется за счет применения по назначению врача препаратов кальция.

Если незрелый ребенок еще и родился раньше срока, то у него наблюдается нехватка витамина D, отвечающего за крепость и твердость костей.

При его недостатке отмечается рахит, изменение костей таза, в том числе и дисплазия тазобедренных суставов.

Дисплазия тазобедренных суставов при несвоевременном обнаружении и лечении имеет ряд неприятных и опасных последствий: у ребенка вероятны вывихи и подвывихи, а также риск неспособности передвигаться самостоятельно.

Эндокринная система

Большей частью эндокринная система у незрелого ребенка генетически зависит от наличия тех или иных нарушений эндокринной системы у мамы.

Чаще всего функционирование эндокринных желез имеет определенные трудности, возможно проявление транзиторного гипотиреоза.

Он проявляется излишней концентрацией ТТГ в крови.

Мочеполовая система

Водно-минеральный обмен незрелого ребенка нестабилен, поэтому могут отмечаться как отеки, так и обезвоживание.

Выделяют ранние отеки, которые развивались в утробе или сразу после рождения, и поздние отеки, проявляющиеся через несколько недель жизни.

Возникновение отеков зависит от способа вскармливания ребенка, наличия заболеваний и уровня белка, содержащегося в крови.

Иммунная система

Несмотря на незрелость организма слабого ребенка, иммунная система работает и реагирует на проявление чужеродных микроорганизмов.

Сложность заключается в том, что реакция может быть неоднозначной: в одних случаях проявляться резко и бурно, в других - быть заторможенной.

В дальнейшем у незрелых детей часто выявляются аллергические реакции организма на различные факторы, проявляются диатезы.

Слизистые оболочки не защищаются в должной степени, поэтому болезнетворные бактерии при проникновении легко их повреждают и вызывают проявление локальной инфекции.

Система терморегуляции

В зависимости от условий и температуры окружающей среды тело незрелого ребенка охлаждается или перегревается.

Это объясняется несовершенством работы механизмов регуляции теплообмена, которые формируются в гипоталамусе, и другими анатомическими и физиологическими особенностями таких малышей, например, недоразвитие потовых желез.

Слух

Слух у ребенка формируется задолго до рождения. Тем не менее возможны проблемы, которые проявляются при рождении и даже спустя некоторое время.

В половине случаев проблемы со слухом связаны с наследственностью.

Часть возникших проблем зависит от перенесенных заболеваний матерью во время беременности (особенно опасны менингит, корь, свинка), медикаментозного лечения препаратами, потенциально опасными для плода, ведения здорового образа жизни.

Также слух может нарушиться у новорожденного в случае присутствия врожденной вирусной инфекции, воспаления оболочек головного мозга (менингит), высокой концентрации билирубина в крови, при продолжительной искусственной вентиляции легких.

Зрение

У незрелых детей среди заболеваний глаз характерна ретинопатия.

Она возникает из-за нарушения развития светочувствительной области глаз - сетчатки. Тяжелая форма заболевания может стать причиной полной потери зрения.

При рождении раньше срока у ребенка еще не закончилось формирование сосудистой системы сетчатки глазного яблока.

Оно заканчивается к концу 40-й недели беременности. Таким образом, чем раньше рождается ребенок, тем большие проблемы могут быть со зрением и тем серьезнее развивается ретинопатия.

Ретинопатия проявляется в основном прекращением нормального формирования сосудов сетчатки и прорастанием их прямо в стекловидное тело внутри глаза. Как следствие образовывается новая соединительная ткань с другой стороны хрусталика, которая натягивает и отслаивает сетчатку.

У незрелого и недоношенного ребенка ретинопатия является причиной серьезных осложнений:

  • глаукомы;
  • отслойки клетчатки;
  • близорукости, или миопии;
  • косоглазия;
  • катаракты и др.

Помощь незрелому ребенку

Все дети разные, поэтому у одних малышей основные системы организма дозревают самостоятельно без специального лечения, у других симптомы могут задержаться надолго и требуют внимательного наблюдения врачей.

Очень важно на первом этапе вылечить или восстановить соматическое состояние малыша, привести в нормальное функционирование организма.

И уже на дальнейших этапах следует обязательно заниматься реабилитацией.

Родители со своей стороны могут помочь своему ребенку четким выполнением всех врачебных инструкций, вниманием и заботой, развивающими двигательными упражнениями, массажами и специальным уходом.

Детская инфантильность – это эмоциональная незрелость, а не задержка умственного развития: дети осваивают речь в обычные сроки, задают вопросы, нормально рисуют, читают, считают, психически активны и даже бойки.

Психологический инфантилизм первого типа (по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной описанными объективными факторами и неправильным воспитанием.

В результате у ребенка задерживается формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы.

Такие дети отличаются от других своей наивностью, неприспособленностью, их поведение не соответствует возрасту.

Часто они действуют неосмотрительно, неосторожно, не представляя, что кто-то может их обидеть. Вместе с тем инфантильные дети способны к оригинальному мышлению, чувствуют художественную красоту, музыку.

Дети с простой формой психического инфантилизма по поведению оцениваются младше своего истинного возраста на 1-2 года.

Психически инфантильный ребенок очень жизнерадостен, эмоционален, но «не по возрасту» - ребенок 4-5 – ти лет напоминает 2-3 –летнего. Он готов играть и веселиться бесконечно и призывает домашних играть и веселиться с ним.

Инфантильный ребенок будет теребить бабушку, упрашивая почитать ему или поиграть в игрушки, даже если бабушка расстроена или нездорова, и это заметно.

Их детскость подкупает взрослых. Вся семья любуется «малышкой» или «нашим мальчиком» до тех пор, пока необходимость их адаптации в детском саду или в первом классе школы не отрезвляет родителей, побуждая проконсультировать ребенка у психиатра. Их младенчество слишком затянулось. И инфантильные дети не хотят взрослеть, для них будущее как бы не существует, они «задержались» в настоящем.

Такие дети крайне не состоятельны и ничего не умеют, потому что все, что требует навыков, усилий, делалось и делается за них.

Они не желают самостоятельно одеваться и есть, просятся «на ручки»… Видимо, семья в свое время поощряла такое поведение!

И вот результат: инфантильному ребенку пора идти в школу, а он не готов к ней. Но ребенку исполняется шесть, а потом семь лет, и в школу все-таки приходится идти.

Инфантильный ребенок сталкивается с самостоятельными детьми своего возраста и вначале удивляется, а потом огорчается – тяжко, до истерического невроза. Инфантильный ребенок уже готов стать трудным.
На языке медиков это звучит примерно так: «Детская инфантильность может сменяться личностной дисгармонией и завершаться психопатией истероидного типа».

Незрелость во втором варианте психического инфантилизма (гармонический инфантилизм, по Г.Е.

Сухаревой) касается не только психического, но и физического развития.

Ребенок не только ведет себя несоответственно возрасту, но и выглядит в 5 лет, как 3-летний.

Он мал ростом, мало весит, грациозен, миниатюрен, однако слаб и хруп. Он вызывает умиление, желание его защитить. Не отставая в развитии речи и моторики, он своевременно осваивает все навыки и умения, рисование, счет и чтение; часто он музыкальный, эмоционально живой, но у него, как и в первом варианте, задерживается дозревание высших ориентационных функций.

Время идет, а ребенок не готов к общению со сверстниками и крайне несамостоятелен.

Его хрупкость, миниатюрность вызывают у родителей тревогу. У ребенка плохой аппетит, и он часто болеет в отличие от детей с первым вариантом психического инфантилизма. Он может слегка пошалить, но чаще ведет себя тихо. Он не требователен и не капризен, ласков и послушен. Такой ребенок не изматывает родителей, а вызывает щемящую жалость. Родители тревожатся, боятся за него, но в этом-то как раз и таится опасность.

Ребенок приходит в садик, и воспитатели инстинктивно начинают оберегать его.

То же самое и в школе – учительница водит такого ребенка за руку, не отпускает от себя, невольно снижает требования к нему. Все принимают его детскость, и даже в играх ему отводится роль маленького; сверстники защищают его, утешают, и ребенок принимает отводимую ему роль. Она удобна и приятна. Он не хочет взрослеть и в школьные годы. Во взрослом возрасте на этой базе формируются типы мужчины-сына, женщины-дочери, опеку над которыми берут на себя супруги.

У таких детей при поступлении в школу в ответ на обычные учебные задания могут возникать невротические реакции и нарушения поведения: психологически они не готовы воспринимать и выполнять школьные требования. В классе они, как дошкольники, обращают в игру любую школьную ситуацию.

Во время урока могут подойти к учительнице и приласкаться, использовать учебные принадлежности как игрушки. На замечания учителя либо не обращают внимания, либо обижаются.

У психически инфантильного по второму варианту нет чувства несостоятельности. Он принимает себя таким, каков он есть. Соответственно у него редко развивается невроз.

Понятие «незрелый ребенок», желтушка новорожденных

Тревожное воспитание закрепляет его инфантильность, и, защищенный особым к себе отношением, он не тревожен. Между тем правильное воспитание может увести от инфантильности.

В таком случае чуть позже, к 6-8 годам, у ребенка дозревают высшие психические функции, он приобретает качества мужественности и после завершения полового созревания отличается от сверстников только малым ростом и миниатюрностью при физической крепости и нормальном здоровье.

Психически инфантильного по второму варианту ребенка не торопят с развитием. Он будет следовать за сверстниками, отставая от них примерно на год, и к началу учебы в школе догонит их.

Физическую же слабость и малый рост компенсирует развитием ловкости. И вновь мы видим – воспитание решает все!

К 10-12 годам дети, как правило, выправляются. Но иногда темп созревания бывает настолько медленным, что, уже, будучи подростками, они рвутся в путешествия, воображают себя известными персонажами, грезят подвигами и открытиями.

Стремясь к новым впечатлениям, они нередко убегают из дома, ночуют у случайных знакомых, попадают в авантюрные истории, иногда с трагическим исходом (это еще одна опасность, связанная с инфантильностью!)

Родителям следует опасаться развития третьего варианта психического инфантилизма. Ребенок рождается психически и физически здоровым, но, защищая его от жизни, искусственно задерживают его социализацию эгоцентрическим или тревожно-мнительным характером воспитания.

Подобное часто бывает у родителей, долго ожидавших своего первенца.

Вся семья не может нарадоваться на младенца! Самый интересный детский возраст – от 2-х до 3-х лет. И родители неосознанно хотят задержать ребенка в нем и преуспевают в этом. Неправильное воспитание делает из здорового ребенка незрелого, развитие лобных функций мозга искусственно задерживается.

Ребенку все прощают, стараются облегчить ему жизненный путь.

Но ведь за пределами родного дома судьба не будет так бережно к нему относиться! Родители, склонные к гиперопеке, задумайтесь: после пяти с половиной лет ваш ребенок уже может пребывать в таком состоянии, как если бы ему повредили мозг!

Каковы признаки инфантилизма, развивающегося по третьему варианту? Физически малыш развит абсолютно нормально, но ведет себя, как ребенок: может перебивать учителя, бесконечно проситься в туалет или домой; дома он стремится только играть, не выполняет домашние обязанности.

Он не признает отказа ни в чем, игнорирует состояние родителей. Он капризен, требователен и истеричен, его детскость уже никого не радует.
При третьем варианте психического инфантилизма возможен путь в истерический невроз.

Один из самых ярких типов отношения к ребенку со стороны близких и одна из грубейших педагогических ошибок – это вознесение его на пьедестал.
С малых лет ребенок со среднестатистическими данными привыкает к тому, что он обожаем в любом случае; каждый его успех воспринимается как доказательство его одаренности, превосходства над другими; каждый его проигрыш переживается всей семьей; каждый его соперник считается злейшим врагом – так формируется завышенная самооценка.

Встретившись лицом к лицу с реальностью, ребенок может испытать настоящий шок.

И, сохранив привычку жить в теплице, ограждающей его от вселенских невзгод, скорее всего, он и будет стремиться жить в этой теплице или ее имитации.

Советы для родителей инфантильных детей. (Автор - психолог А. Томилова).

1.Ребенок должен знать свои систематические обязанности, а также меры порицания за их невыполнение.

Но при этом ему нужно давать наиграться. С дошкольниками и младшими школьниками нужно играть во все, что встречается в их жизни: в «детский сад», в «больницу», в «школу», где они должны выступать в сильной, положительной роли.

2.Инфантильный ребенок стремится к детям младше себя, так побуждайте его к общению со сверстниками, учите сотрудничать с ними, прощать обиды, улаживать конфликты.

3.Даже по отношению к навязчивым инфантильным детям следует избегать «отрицательного внимания» - окриков, высмеивания, угроз наказаний, так как ребенок может довольствоваться этими формами внимания (за неимением других) и в дальнейшем стремиться провоцировать их.

4.Для любых детей вредно расхождение в требованиях, предъявляемых школой и семьей или разными членами семьи.

Обязанности и запреты, признаваемые всеми членами семьи, дадут возможность ребенку ощутить свою ответственность сначала за малые, а потом и за серьезные решения.

5.Если вы с детства советуетесь с ребенком, обсуждаете с ним важные семейные дела (он может предложить какую-либо деталь, и члены семьи ее примут), то он почувствует свою значимость.

6.Если ребенок окажется не готов к школе к 7-ми годам, лучше задержать его на год и в 8 лет отправить в школу со сформировавшейся позицией школьника.

Желание учиться, стремление к умственному труду, ответственность необходимо формировать сначала на легком, доступном материале. Успех пробуждает веру в свои силы, снимает напряженность и создает эмоциональный комфорт.

7.Поощряйте стремление детей к самостоятельности, принятию собственных решений. Ребенку надо давать пробовать свои силы. Если он бредит футболом или танцами – дайте ему возможность проявить себя в том, что его так привлекает.

Вероятно, он сам позже решит, что его все-таки больше привлекает.

8.Необходимо помнить, что до определенного возраста мнение родителей и авторитетных взрослых является также мнением ребенка. Если мама трагически вскрикивает каждый раз, когда малыш выводит в тетради по письму закорючку чуть длиннее или короче, чем надо, то ребенок будет нервничать гораздо сильнее!

Дети склонны многое преувеличивать. Относитесь к неприятным ситуациям проще, и ваш ребенок не получит от вас по наследству повышенную тревожность, ощущение нарушенной безопасности, невезучести, неблагополучия.Не программируйте судьбу вашего ребенка, предоставьте ему возможность самостоятельно ее создать!

По материалам книги Т.Б. Анисимовой » Ваш ребенок идет в школу».

Незрелые и недоношенные дети

Ребенок, родившийся раньше чем через 38-40 недель, считается недоношенным. Недоношенность может быть обусловлена различными причинами:

  1. патология половых органов и беременности - недостаточно развитая матка или наличие у нее дефектов, острые и хронические воспалительные заболевания матки и придатков, многоплодие, многоводие, токсикозы беременности, плохие условия питания плода в связи с предшествующими абортами;
  2. экстрагенитальные заболевания и хронические инфекции матери, травмы живота, нервные потрясения, патология сердечно-сосудистой, эндокринной системы, заболевания почек и т.

    д. Не менее чем в 1/3 случаев причину недоношенности установить не удается.

Различают 4 степени недоношенности:

  1. Вес от 2001,0 до 2500,0
  2. Вес от 1501,0 до 2000,0
  3. Вес от 1000,0 до 1500,0
  4. Вес ниже 1000,0-800,0

Кроме недоношенности существует понятие незрелости.

Определение зрелости плода имеет большое клиническое значение. Болышшстзо недоношенных детей являются и незрелыми. В литературе есть сообщения, когда рождались дети раньше срока, но со всеми признаками зрелого плода.

С другой стороны, нередко рождаются доношенные дети с признаками незрелости. Особенно часто это отмечается при многоплодной беременности, диабете. Обычно же незрелость плода зависит от степени недоношенности. О зрелости новорожденного можно судить по функциональному состоянию органов и систем, по адаптационным механизмам к внешнесредовым условиям.

Основные признаки незрелости - рост менее 45 см, вес ниже 2500,0, красноватый цвет кожи, пушок, покрывающий почти все тело, недоразвитые ногти, мягкие, прилегающие плотно к черепу хрящи ушных раковин.

Середина тела располагается выше пупка, у мальчиков яички не спущены в мошонку, у девочек зияющая половая щель, отсутствие ядер окостенения в нижнем эпифизе бедра, слабые движения конечностей, слабый крик и др.

Дыхание недоношенных детей неправильное, с разной амплитудой, часто поверхностное, аритмичное.

Новорожденный доношенный, но недозрелый

Периодически после кормления могут наступать приступы асфиксии, основными причинами которых являются незрелость дыхательного центра и малые размеры легочных альвеол. Отмечается количественная недостаточность фактора натяжения (сурфактанта). У таких детей легко развиваются ателектазы и пневмонии.

Незрелость со стороны органов пищеварения может выражаться в отсутствии сосательного, а иногда и глотательного рефлексов.

Вследствие этого возможны аспирация пищи и развитие аспирационной пневмонии. Слизистые желудочно-кишечного тракта выделяют мало секрета. На них часто обнаруживаются кровоизлияния, а иногда изъязвления дистрофического характера. Ферментативная активность пищеварительных соков низкая, в связи с чем у недоношенных особенно часто отмечаются диспепсии.

Общая сопротивляемость у таких детей чрезвычайно низкая. Они очень склонны к септическим заболеваниям.

Недоношенные и незрелые дети могут достичь должной степени зрелости и в дальнейшем развиваться, как их сверстники, при правильном уходе и вскармливании с учетом незрелости их организма.

Главная•Здоровье ребенка• Признаки недоношенного ребенка

Признаки недоношенного ребенка

В родильном доме мать сразу узнает, если у нее родился недоношенный ребенок.

Физиологическая незрелость - источник всех недугов

За последующие недели пребывания в лечебных заведениях она приобретет по этому вопросу гораздо больше информации, чем ее можно получить из данной статьи. Все, что мать узнает в больнице, пройдет через ее сердце. И все же, даже если ваш ребенок родился в срок, не пропускайте эту статью.

Недоношенные дети — те, которых не доносили до общеопределенного нормального срока беременности в 37-42 недели, из-за чего они рождаются чаще всего с массой меньше 2500 г и длиной тела менее 45 см, а также с определенным набором признаков незрелости.

Сразу же необходимо сказать, что ни один из этих признаков сам по себе, ни появление ребенка на свет ранее 37-й недели не служит основанием для того, чтобы признать ребенка недоношенным.

Незрелость может быть уделом и тех, чье рождение вписывается в указанные сроки и даже запаздывает по отношению к ним.

Признаки незрелости делят на две большие группы:

  1. на так называемые морфологические, касающиеся строения тела,
  2. и на функциональные, описывающие работу и взаимодействие органов.

Морфологические признаки незрелости

Обратите внимание на признаки из первой категории, которые доступны внешнему наблюдению.

  • Морщинистая «старческая» кожа — следствие недоразвития подкожного жирового слоя; цвет ее не бледно-розовый как в норме, а розовый или красный, и чем глубже незрелость, тем цвет темнее.

    Если кожу собрать в складку, то расправится она не сразу — Вы успеете заметить, как это будет происходить.

  • Повсюду на туловище и руках растут густые пушковые волосы; пупок находится чуть выше лобка (у доношенных детей он расположен на середине длины тела).
  • С трудом различимы соски и околососковые кружочки.
  • У доношенного новорожденного нормальная пропорция головы — 1/4 длины всего тела, у детей преждевременно появившихся на свет голова относительно велика — до трети роста, а волосы на голове не доросли еще до двух сантиметров.
  • Характерен вид ушей — они мягкие и бесформенные, плотно прижаты к черепу, а сам череп сжат с боков и кажется очень высоким.
  • Ногти мягкие, прозрачные, могут не достигать кончиков пальцев.
  • У недоношенных девочек недоразвиты большие половые губы, они не прикрывают собой малые, из-за чего половая щель зияет.

Этими внешними хорошо заметными признаками морфологическая незрелость, конечно, не ограничивается, т.

к. недоразвиты все органы и системы.

Функциональные признаки незрелости

Вот короткий перечень признаков из второй группы — функциональных:

  • недоразвитость или полное отсутствие сосательного и глотательного рефлексов;
  • неритмичность дыхания, доходящая иногда до полуминутной его остановки;
  • слабый крик; скудность движений и эмоциональных проявлений.

Организм недоношенного ребенка плохо приспособлен к поддержанию постоянной температуры тела, постоянства состава крови и других внутренних сред.

Характерна и поза такого ребенка: руки вяло лежат вдоль туловища, ноги широко разведены и слегка согнуты в тазобедренных суставах.

Обязательная потеря массы в первые 2 дня жизни чаще всего составляет 10-12%.



Похожие статьи

  • Английский - часы, время

    Всем кто интересуется изучением английского языка, приходилось сталкиваться со странными обозначениями p. m. и a. m , и вообще, везде, где упоминается о времени, почему-то используется всего 12 часовой формат . Наверное, для нас живущих...

  • "Алхимия на бумаге": рецепты

    Doodle Alchemy или Алхимия на бумаге на Андроид — интересная головоломка с красивой графикой и эффектами. Узнайте как играть в эту удивительную игру, а также найдите комбинации элементов для прохождения игры Алхимия на бумаге. Игра...

  • Не запускается Batman: Arkham City (Batman: Аркхем Сити)?

    Если вы столкнулись с тем, что Batman: Arkham City тормозит, вылетает, Batman: Arkham City не запускается, Batman: Arkham City не устанавливается, в Batman: Arkham City не работает управление, нет звука, выскакивают ошибки, в Batman:...

  • Как отучить от игровых автоматов человека Как отучить играть в азартные игры

    Вместе с психотерапевтом московской клиники Rehab Family и специалистом в терапии игромании Романом Герасимовым «Рейтинг Букмекеров» проследил путь игромана в ставках на спорт – от формирования зависимости до обращения к врачу,...

  • Ребусы Занимательные ребусы головоломки загадки

    Игра "Загадки Ребусы Шарады": ответ к разделу "ЗАГАДКИ" Уровень 1 и 2 ● Не мышь, не птица - в лесу резвится, на деревьях живёт и орешки грызёт. ● Три глаза - три приказа, красный - самый опасный. Уровень 3 и 4 ● Две антенны на...

  • Сроки поступления средств на ЯД

    СКОЛЬКО ИДУТ ДЕНЬГИ НА СЧЕТ КАРТЫ СБЕРБАНКА Важные параметры платежных операций – сроки и тарифы зачисления денежных средств. Эти критерии прежде всего зависят от выбранного способа перевода. Какие условия перечисления денег между счетам